В сентябре сразу в несколько инстанций, в том числе и в газету «Гвардеец труда», поступили письма, подписанные пациентами Новотроицкого филиала Орского противотуберкулезного диспансера. В них говорилось о том, что за последние два года, с момента присоединения новотроицкого диспансера в качестве филиала к орскому, в лечебном учреждении сложилась крайне тяжелая ситуация. Многое медицинское оборудование вывезено в Орск, из-за невозможности работать в новых условиях уволилось 13 врачей, на весь филиал осталось только три доктора. Ухудшилось питание, обеспечение постельным бельем и медикаментами, пациенты нередко вынуждены сами покупать лекарства и продукты. Все больные пользуются одной небольшой столовой. Пищу из пищеблока, который находится в отдельном здании, в столовую доставляет буфетчица. Ведра с едой ей приходится поднимать пешком на четвертый этаж, поскольку лифты уже почти год не работают. С августа, с началом ремонта, в отделениях филиала изменена прежняя организация пребывания больных, когда на разных этажах располагались пациенты с тяжелыми формами и с легкой формой болезни. Теперь, в нарушение санитарных норм, все больные находятся на одном этаже, в палатах по восемь человек. С августа директором филиала назначен человек без медицинского образования. Доктор, прежде исполнявшая обязанности заведующей филиалом, теперь заведует только стационаром. Медперсонал, утверждается в письме, запуган угрозами.
Результатом такой оптимизации, считают авторы послания, может стать развал всей противотуберкулезной работы в Новотроицке – городе, весьма неблагополучном по этому заболеванию. Выход из ситуации пациенты, подписавшие письмо, видят в уходе новотроицкого филиала из подчинения Орску к непосредственному подчинению Оренбургу.
Во время недавнего визита в Новотроицк министр здравоохранения Оренбургской области Тамара Семивеличенко, отвечая журналистам на вопрос о ситуации в Новотроицком филиале Орского противотуберкулезного диспансера, заверила, что в учреждении будет проведена проверка.
– Письмо мы получили, создана большая комиссия, которая проверит все изложенные в нем факты, – сказала Т.Семивеличенко. – Но уже сейчас ясно, что жалобу написали не больные. Ее написали сотрудники, которые чувствуют себя в чем-то обделенными. Мы даже понимаем, в чем. Тем не менее, реформа фтизиатрической службы прошла по всей России, прошла она и у нас. Централизация данной службы направлена на улучшение оказания помощи больным туберкулезом. Необходимо сделать все, чтобы так это и было.
Пытаясь разобраться в ситуации, мы встретились с некоторыми пациентами новотроицкого филиала. Те, кто согласился говорить, продолжали жаловаться на условия пребывания в стационаре, питание и перебои с медикаментами. Сотрудники, не называя фамилий, говорили о вывозе оборудования, закрытии баклаборатории и потере надбавок. Открыто поддерживал все пункты, обозначенные в письме, только участковый фтизиатр Алексей Ковальский. Корень всех бед он видит в потере самостоятельности новотроицкого диспансера, заявляя: «Орску глубоко все равно, что происходит в Новотроицке».
Действительно ли все равно? С этим вопросом и с просьбой прокомментировать письмо пациентов мы обратились к главному врачу Орского противотуберкулезного диспансера Наталье Харламовой.
– Мы провели служебное расследование, – сообщила Наталья Борисовна. -- Могу сказать, что факты, изложенные в письме, не подтвердились. Более того, информация искажена, а письмо написано под диктовку.
– Однако больные действительно находятся в стесненных условиях – в палатах по 8-9 человек. Разве это нормально?
– Скученность в стационаре сейчас главная проблема, но ее могло бы и не быть. Еще до начала ремонта мной был подписан приказ о перераспределении пациентов и переводе некоторых из них в Орск. Но ничего сделано не было, и тут я вижу проблему низкой исполнительской дисциплины заведующей отделением, бывшей заведующей филиалом С.Ковальской. Если бы это было сделано своевременно, мы не столкнулись бы сейчас с такой ситуацией. В этом же причина и другого очень серьезного момента. В данном здании имеется две лестницы, которые позволяют организовать разделение потоков передвижения больных и персонала. Отсутствие этого разделения, если оно имело место быть, тоже недоработка заведующей отделением.
Что касается столовой, в Орске та же ситуация – отделение расположено на двух этажах, столовая одна. Питание организовано по сменам, это не противоречит санитарным нормам.
– Некоторые работники утверждают, что после присоединения к Орску они потеряли в заработной плате.
– Ко мне подобные жалобы не поступали, хотя я регулярно веду прием по личным вопросам, ежеквартально мы выезжаем в Новотроицк. Поэтому мне странно и, честно говоря, обидно это слышать, потому что есть показатели дорожной карты, и мы обязаны исполнять их. Есть определенный предел зарплаты врачей, среднего и младшего медицинского персонала, ниже которого мы не должны опускаться. В новотроицком филиале все показатели идут с перевыполнением. Кроме того, ежемесячно в учреждении заседает совет по качеству – это коллегиальный орган, так называемая зарплатная комиссия, куда входит более 20 человек, и заседания проходят не формально. Если руководитель подразделения заинтересован, чтобы его работникам были начислены стимулирующие или оплачены какие-то дополнительные объемы работ, он представит рапорт и докажет комиссии необходимость этих выплат.
– Что скажете об увольнении 13 врачей за два года?
– Это очень тяжелая ситуация. Но не думаю, что увольнение связано сугубо с образованием филиала. Кто-то уехал в другой город, кто-то вышел на пенсию. Просто так все совпало. К слову, укомплектованность средним и младшим медперсоналом у нас на высоком уровне.
– В новотроицком филиале больше нет баклаборатории, ее оборудование вывезено в Орск. В то же время есть дезкамера, но она не используется.
– Орский диспансер и новотроицкий филиал стали одним учреждением, и две баклаборатории – в Орске и Новотроицке – содержать просто нецелесообразно. Мы централизовали ее. Долгие годы орская лаборатория обслуживает дальние восточные районы области, и качество диагностики там не страдает. Орск и Новотроицк находятся несравненно ближе. Я, как руководитель, не имею права допускать простоя оборудования, к слову, недешевого. Естественно, чтобы оно полноценно работало, что-то было вывезено на площади Орска.
Что касается дезкамеры, в Новотроицке она находятся в бараках, а те в свою очередь в процедуре списания с баланса. И поскольку это помещение неотлицензировано, мы не вправе осуществлять там какую-либо деятельность. Кроме того, у нас есть заключение о неполной безопасности этих объектов. У нас есть хороший дезблок в Орске. Есть автомобиль, который регулярно курсирует из Новотроицка в Орск, привозит белье, другие вещи для обработки. В этом нет ничего особенного. Такая же практика применяется и в других районах, она абсолютно допустима с точки зрения санэпидрежима. В июне мы прошли плановую проверку Роспотребнадзора, и никаких замечаний ни по питанию, ни по дезинфекции у нас не было.
– К слову, о питании. Цитата из письма – «питание отвратительное».
– Мы разговаривали с больными. Жалуются на то, что много капусты. Но в этом особенность питания больных в противотуберкулезном диспансере. Так положено, потому что этот продукт способствует выведению токсинов после принятия тяжелых препаратов, которыми мы лечим наших пациентов. В целом питание четырехразовое, в строгом соответствии с меню, достаточно разнообразное. Обязательно присутствуют мясные, молочные, рыбные блюда, белково-композитные комплексы, фрукты, овощи, соки. Кстати, в книге жалоб и предложений никаких нареканий на качество питания в новотроицком филиале нет.
– Некоторые больные сообщили, что несколько дней им не давали никаких таблеток.
– Что касается медикаментов, я считаю это сугубо провокационный момент. У нас есть внутрибольничная аптека, она работает исключительно по заявкам из подразделений. Как формируется заявка, которая подписывается завотделением, так и отпускаются препараты. Все необходимые, в том числе дорогостоящие, лекарства у нас есть. И если я слышу, что в Новотроицке три дня не выдают таблетки или какие-то препараты пациенты вынуждены приобретать самостоятельно, это вопиющие факты, которые требуют дополнительного служебного расследования и наказания виновных.
– Скажите, когда заработают лифты? Этот вопрос тоже волнует авторов письма.
– Подъемники отслужили свой срок и были остановлены. Мы вошли в программу по замене лифтов, уже состоялись торги, в конце октября подрядчики приступают к работе, и в декабре этого года новые лифты будут приняты.
– В конце лета в филиале были проведены кадровые перестановки. Теперь его возглавляет директор, не имеющий медицинского образования.
– Законодательство позволяет нам назначать руководителем структурного подразделения, такого, как филиал, человека без медицинского образования, но имеющего другое высшее образование и стаж работы в руководящей должности не менее пяти лет.
Заведующая филиалом была высвобождена для чисто врачебной работы. Прежде ее должность звучала следующим образом: заведующий стационарным отделением, исполняющий обязанности заведующего Новотроицким филиалом. Поскольку объем работы здесь громадный, причем не только медицинской, но и хозяйственной, чтобы взять все под контроль, нужны недюжинные способности. Но мы видели, что человек не срабатывает. Началась подготовка к зиме, в новотроицком филиале было очень много проблем. Шла подготовка к ремонту, отыгрались аукционы. Поручить эти вопросы человеку, который, невзирая ни на что, уходит в отпуск, и оставить открытым вопрос исполнения контракта и освоения денег, мы не могли. Поэтому решили дать возможность врачу полноценно руководить отделением и заняться лечебной деятельностью. Все хозяйственные вопросы, технические и финансовые функции возложены на директора филиала.
Уже сейчас видно, что решение было верным. В настоящее время в отделении идет ремонт. По предписанию пожарных в соответствие приводятся эвакуационные пути. Коридоры на всех этажах прежде были отделаны пластиком, а это горючий материал, он подлежит замене на гипсокартон. Заменили также линолеум на керамогранитную плитку, потолочную плитку, светильники, десять окон. Всего на ремонт выделено 3,6 миллиона рублей. Замена двух лифтов обойдется еще в 4,2 миллиона. Кроме того, летом был проведен капремонт кровли. Из общего объема финансирования Орского противотуберкулезного диспансера на ремонтные работы Новотроицку досталось 76 процентов. Считаю, обижаться на то, что ничего не делается, как минимум, некорректно. У нас нет стремления в чем-то ущемить филиал.
– Противники проведенной оптимизации ссылаются на пример других служб, где местные подразделения стали филиалами областного учреждения. Чтобы закрыть все вопросы, расскажите, каким образом прошла централизация фтизиатрической службы и что мы имеем теперь?
– У областного противотуберкулезного диспансера нет филиалов. Во фтизиатрии произошло распределение по зонам. Областной диспансер является организационно-методическим центром, и он никого к себе не присоединил. Есть городской Оренбургский диспансер как самостоятельное юридическое лицо. На западе -- Бузулукский, Бугурусланский диспансеры, на востоке Орский противотуберкулезный диспансер был одним из самых мощных учреждений по коечному фонду. К нам присоединили Домбаровский и Новотроицкий диспансеры, которые стали филиалами.
Централизация проведена, чтобы в сложных социально-экономических условиях дать возможность маленьким учреждениям выжить, объединившись. С 2013 года мы работаем по законченному случаю, то есть сколько пролечили больных, столько нам и выделено денег. Маленькие учреждения в такой системе очень часто не выживают. Когда нам присоединяют мелкие учреждения в виде филиалов, это позволяет в целом учреждению быть рентабельным. Немаловажный момент – централизация торгов. С момента присоединения филиалов экономия на аукционах у нас составила более 28 млн. рублей. Эти деньги мы направили на другие статьи – на зарплату, ремонты, оборудование. Вот вам эффект от объединения.
Анна СИМОНОВА.