К концу нынешнего года ситуация в МУП «НовГорТранс» стала, без преувеличения, критической: многомиллионные долги перед Пенсионным фондом и за электроэнергию грозили остановить работу предприятия. На октябрьском горсовете предприятию были выделены средства для погашения долга, но что ждет новотроицкий трамвай в будущем? Есть ли перспективы развития и какие меры принимает руководство, чтобы минимизировать убытки? Об этом и многом другом мы беседуем с директором МУП «НовГорТранс» Юрием Кожевниковым.
– Юрий Иванович, расскажите, почему в конце года на предприятии сложилась такая ситуация?
– Мы планировали получить дотацию от города на этот год в размере 46 миллионов рублей. Этих средств полностью хватило бы на обслуживание парка, плановые ремонты, зарплату сотрудникам и так далее. Однако нам было выделено лишь 28,7 миллиона рублей. При этом наш долг в 18 миллионов рублей перешел с прошлого года на текущий. Надо ли говорить, что выделенные средства давно закончились? Таким образом, к октябрю мы подошли с большим долгом, а самостоятельно зарабатываемых денег едва хватало на зарплату сотрудникам. Сейчас, когда долги погашены, надеемся на этом уровне завершить и весь год.
– Электротранспорт всегда был и остается планово-убыточным. Но в условиях недофинансирования предпринимаются ли какие-либо меры для сокращения расходов?
– Конечно. Так, в целях снижения затрат выведено из эксплуатации 8 автобусов, экономия составила 4,5 миллиона рублей. Как следствие, оптимизация численности работников дала в итоге 1,2 миллиона рублей. Еще 1 миллион удалось сэкономить, сократив на летний период рабочий день. В результате получилось около 6 миллионов рублей экономии. Помимо перевозок, трамвайное управление зарабатывает на размещении на вагонах рекламы, оказывает услуги по хранению транспортных средств, еще одна статья доходов – аренда помещений.
– В соседнем Орске также работает электротранспорт. Если сравнить два предприятия, как выглядит новотроицкий трамвай?
– Ежедневно в нашем городе на линию выходят 18 трамваев и 5 автобусов, в Орске – 36 трамваев и 50 автобусов. О финансировании МУП «НовГорТранс» я уже говорил, а, к примеру, соседям на электротранспорт в год выделяется 100 миллионов рублей. При этом в Орске выручки от продажи билетов не хватает даже на заработную плату. Мы же эти деньги себе зарабатываем сами, а дотация идет на другие расходы.
– Проблемы с электротранспортом существуют не только в нашем городе или регионе, а по всей стране. Как их решают, скажем, в крупных городах?
– Главный наш доход зависит от пассажиропотока. Следовательно, все меры должны быть направлены на его увеличение. К примеру, если несколько лет назад мы перевозили до 1 миллиона пассажиров в месяц, то за 9 месяцев этого года трамваем воспользовались 3,46 миллиона человек, автобусом – 223 тысячи новотройчан. Основная проблема – частники, которые работают на тех же маршрутах, что и муниципальный транспорт. На 18 трамваев и 5 автобусов приходится 164 пассажирские «ГАЗели». Наши доходы снижаются, а затраты только увеличиваются. В крупных городах распределяют маршруты движения так, чтобы муниципальный транспорт был основным, а маршрутки – вспомогательным видом транспорта. Главное преимущество «ГАЗелей» в том, что маршрут можно сделать максимально удобным для жителей удаленных микрорайонов, а по главным улицам должен ходить, несомненно, муниципальный транспорт. В Саратове, например, все просчитав, отдали предпочтение муниципальному транспорту, таким образом не только увеличили доходы трамвая, но и убрали пробки с центральных улиц.
Мы очень рассчитываем на поддержку и нового главы, и горсовета пятого созыва. Юрий Георгиевич Араскин уже пообещал пересмотреть маршруты «ГАЗелей», оценить возможность участия города в программах поддержки электротранспорта, да и в целом настроен сохранить новотроицкий трамвай. Мы, в свою очередь, также надеемся на плодотворное сотрудничество.
– В начале ноября исполняется 59 лет со дня пуска в Новотроицке первого трамвая. Дата не круглая, но для трамвайного управления это, несомненно, праздник. Что пожелаете коллегам?
– В свете последних событий хочу пожелать всему коллективу оптимизма, ведь так или иначе мы не остаемся со своими проблемами наедине. Хочу сказать спасибо всем за добросовестное отношение к своим обязанностям и выразить пожелание, чтобы следующий, юбилейный день рождения, мы встретили с высокими показателями в стабильно работающем и развивающемся предприятии.
Подготовила Марина МУРОМЦЕВА.
Фото Вадима МЯКШИНА.