Мать, матушка, мамочка -- эти слова знакомы нам с самого детства. От них веет покоем, теплом, добротой... Мать обогреет душу, своими молитвами защитит от опасности в трудный момент, даст мудрый совет. Мать – берегиня рода. Поэтому День матери в этом году члены горженсовета посвятили женщинам одного рода.
В канун Дня матери городской совет женщин пригласил к себе в гости членов семьи Васильевых, о которой рассказала Ольга Дрововозова. А начался рассказ с истории их прабабушки Анны.
...Когда в 1912 году на Украине разразился голод, она с мужем и восьмью детьми приехала на Урал искать лучшей доли и осваивать новые земли. Сначала рыли землянки и строили балаганы (своеобразные навесы из веток), разрабатывали землю под картофель, свеклу, морковь. Со временем семья стала заниматься земледелием и скотоводством. После революции пошли слухи, что жизнь на Украине наладилась. Тогда и решено было вернуться на родину.
По дороге, долгой и опасной, их обокрали. Однако на родине они неплохо жили до тех пор, пока не закончились запасы продуктов, которые привезли с собой. Потом прабабушке пришлось наниматься в услужение, чтобы прокормить семью.
Но молодежь не унывала. Девушки и парни вечерами собирались у кого-нибудь в избе, девчата пряли, вышивали, вязали, пели песни и устраивали чаепития. На одной из таких посиделок сын Анны Митро познакомился с Лукерьей. Молодые люди решили пожениться, но отец девушки даже слышать об этом не хотел. Тогда Луша без родительского благословения ушла с любимым и тайком обвенчалась с ним.
В доме родителей Митро им отгородили уголок, где и начали молодые свою семейную жизнь. В большой семье снохи по очереди готовили еду на всю семью, убирались в избе, доили коров, топили печь и разжигали самовар. И только когда у молодых родился сынок, Луша пошла проведать своих родителей и братьев. Отец встретил её неласково, выпорол вожжами и запер в доме. Он сказал, что всё равно выдаст её за того, за кого хотел. Не дождавшись возвращения жены, Митро сам пошёл и забрал её из родительского дома.
Родители мужа единственную десятину плодородной земли засаживали коноплёй, из которой делали пряжу и ткали половики, полотенца, скатерти. Весной 1924 года это стало основанием к выселению всех членов семьи как богатеев. По пути к месту высылки около станции Саракташ у вагона сломалась ось, и вагон простоял неделю. Но всё же семья добралась до хутора Владимировка и поселилась вначале в землянке, а потом в стареньком срубе. Жили трудно, и Луша вслед за мужем вместе с детьми поехала на строительство Магнитогорского металлургического комбината.
В Магнитке жили в землянке. А зимы были суровые. И тогда решили возвращаться во Владимировку. Ехали назад -- уже снег шел, было очень холодно. Чтобы дети не замерзли, их прятали в сундук и укрывали всем, чем только можно. Но одна из дочек все равно сильно простыла и умерла.
По весне семья Васильевых начала строить новый дом. Луша с мужем вступила в колхоз. В это время к ним с Украины приехала в гости баба Софья. Она привезла родительское благословение и сундук с приданым (рушники, дорожки, свитки, дерюжки) и корзину красных яблок. По деревне пошёл слушок, что Луша разбогатела. Тогда-то к ним и нагрянула комиссия по раскулачиванию. Увидела дом, где вместо деревянных полов было настелено только несколько досок, на которых стояла кровать. На ней лежала больная Луша. Люльку с малышом качал мальчик, родственник, который приходил помогать больной женщине. Но некоторые члены комиссии заявили: «У них даже работник есть!» И только заступничество хуторян и жителей соседней деревни Васильевка спасло от раскулачивания. А с семьей свекра и свекрови, с которыми вместе приехали с Украины, все получилось иначе. И лишь потому, что построили молотилку, варили деготь. Когда их раскулачили во второй раз, забрали всё имущество, а самих увезли в Зилаир.
Потом свекровь Анну и свекра Петра в товарных вагонах повезли в Сибирь. По пути выкидывали из вагонов тех, кто не мог подняться на ноги, заболевал от холода и голода. Анна, насколько у неё хватало сил, помогала Петру. Когда в очередной раз она попыталась поднять его, конвоир ударил её прикладом винтовки по голове. Женщина потеряла сознание, от травмы пропала речь и она оглохла. Когда очнулась, мужа в вагоне уже не было.
Освободившись, Анна два года пешком, без средств к существованию, в потрепанной от долгих скитаний одежонке добиралась домой. Измученная от переживаний, она почти не говорила. Сыновья весной 1940 года построили ей небольшой домик на въезде во Владимировку, в котором она и доживала свой век.
Когда объявили о начале Великой Оте-чественной войны, все плакали. А утром следующего дня Луша проводила на фронт двух сыновей и мужа. На плечи оставшихся детей лёг непосильный труд в поле и на ферме. На фронте сын Борис Васильев погиб. Сын Василий встретил Победу в Болгарии. Живым и здоровым вернулся муж.
Четверо детей Лукерьи Прокопьевны и Дмитрия Петровича Васильевых приехали жить в Новотроицк. Все они: Василий, Ольга, Нина, Мария -- работали на металлургическом комбинате.
Луша умерла в возрасте 79 лет, пережив любимого Митро на 15 лет. Для четырнадцати внуков и двадцати пяти правнуков они являются примером того, как нужно дорожить друг другом и сохранять любовь в любых жизненных ситуациях.
Ирина ФУРСОВА,
председатель городского совета женщин.
Фото из семейного архива Васильевых.