В грядущий год комплексный центр социального обслуживания населения войдет без кризисного отделения для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Оно было создано два года назад на базе бывшего социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Журавушка» и тогда вызвало, пожалуй, наибольшее количество слухов и толков о том, что же в итоге получит город. Главное опасение, которое высказывали в то время многие: не станет ли новое отделение приютом для бомжей? Однако этого не случилось. За два года через кризисное отделение прошли 75 человек.
– Создание стационарного кризисного отделения – попытка перенять петербургский опыт, где открывались подобные центры для приюта женщин, пострадавших от насилия, – рассказывает директор комплексного центра социального обслуживания населения Константин Крыжановский. – В условиях небольшого города нашим учредителем, министерством социального развития Оренбургской области, нам была поставлена задача принимать поровну и мужчин, и женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Всего – 20 человек, на них изначально и было установлено госзадание, в соответствии с которым шло финансирование из региона.
Тем, кто находил приют в кризисном отделении, от нескольких дней до полугода были гарантированы крыша над головой, койко-место, необходимые бытовые условия, питание, консультации психолога и специалиста по соцработе. Однако заполнить новое отделение оказалось совсем непросто. Не сказать, что люди в Новотроицке очень уж хорошо живут и женщины не страдают от насилия. Но так, чтобы поселиться в «казенном доме» – на это соглашались немногие.
– Мы столкнулись с тем, что женщины, обращаясь к нам и получая помощь психолога и специалиста, даже в очень тяжелой ситуации категорически отказывались на время поселиться в отделении. Объясняли тем, что город небольшой, они не хотели бы огласки, – рассказывает К.Крыжановский. – А вот мужчин это не останавливало. И у нас периодически появлялся перекос – женщин было существенно меньше, мужчин больше. Многочисленные комиссии указывали нам на это. Хотя каждая конкретная ситуация показывала, что человек действительно нуждается в помощи. Вместе с тем, строгие правила приема не позволяли принимать в отделение лиц без определенного места жительства или состоящих на учете в наркологическом диспансере. В итоге получалось так, что не всегда мы могли выполнить госзадание. Мы провели мероприятия по оптимизации, но затраты на содержание отделения оставались высокими. Со временем госзадание снизилось с 20 человек до десяти. И теперь, на 2016 год, оно равняется нулю, отделение закрывается.
Возможно, к этому решению пришли бы и раньше, но летом прошлого года стационарное кризисное отделение оказалось очень кстати, когда в Новотроицк прибыли первые беженцы из Украины. Не прекращая работать с местными гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, на базе отделения создали пункт временного размещения для граждан Украины. За год здесь было принято более 40 беженцев. Некоторые из них пробыли всего несколько дней, другие – полгода. Теперь украинцев в отделении нет – кто-то вернулся домой, кто-то уехал в другие города, а некоторые обосновались здесь, в Новотроицке.
– На данный момент можно сказать, что свою функцию кризисное отделение выполнило, возможности его исчерпаны, – говорит К.Крыжановский. – Новотройчане и орчане тоже покинули его. В числе последних, кто проживал у нас, были три девушки-сироты, которые закончили учебное заведение, и до того, как получить жилье от муниципалитета, им предложили поселиться в отделении. Закрытие кризисного отделения – это веление времени и экономической ситуации, в которой все мы находимся. Но хочу особо подчеркнуть, что это никак не скажется на нашей работе по обслуживанию одиноких и престарелых граждан на дому. Ни одного социального работника у нас не сокращено. Центр продолжает свою деятельность, и те, кто попал в трудную жизненную ситуацию, так же могут к нам обратиться. У нас есть психолог, который их проконсультирует, есть специалисты, которые могут принять самое активное участие в решении возникшей у человека проблемы. Все это как было, так и останется бесплатно. Свои функции мы по-прежнему будем выполнять, только без стационарного отделения.
Что касается здания, в котором находилось кризисное отделение, то оно принадлежит муниципалитету. После того, как помещения будут освобождены, предположительно, его передадут другому социальному учреждению.
Анна СИМОНОВА.