Гвардеец труда. Новотроицк

Не только заслуженная, но и любимая...

Не только заслуженная, но и любимая...
21 февраля  в Оренбуржье отмечается День родной школы – так теперь именуются встречи выпускников. Традиция превратилась в праздник. Школа его заслуживает, так как всегда в нашем сердце. Проходят годы, а она по-прежнему манит к себе. Хочется увидеть, как подросли деревья в школьном дворе, пройти по её коридорам, постоять в классе у доски, у которой почёсывали затылки, решая трудную задачу. Но больше всего влечёт в родную школу, конечно же, желание увидеть своих учителей, поговорить с ними по душам. Здравствуйте, ребята! Вот уже 47 лет учительница русской словесности Людмила  Вячеславна Худяева начинает этим приветствием свои уроки в школе № 15. Первых её учеников сменили их дети, затем внуки … Многие  надеются, что и правнукам повезёт учиться у неё. Учителями, как и солдатами, по известной поговорке, не рождаются. У некоторых, однако, на роду написано, кем они будут. –  Когда я училась в начальных классах, дома  проводила уроки с куклами. Надо сказать, строгой была учительницей, двойки нерадивым в журнал летели одна за другой, – с улыбкой говорит Людмила Вячеславна. Мечта о профессии учителя не покидала её все школьные годы. На учительскую стезю выпускницу средней школы № 1 благословила известный в городе педагог  Александра Павловна Поживитько. Да и другие учителя видели, с каким увлечением девочка не только учится, но и участвует в общественной жизни учебного заведения — первая в художественной самодеятельности, любительских спектаклях ... Папа в многодетной семье Подосинниковых был хорошим наставником. Работал Вячеслав Петрович экономистом на металлургическом комбинате, но это не мешало ему быть в душе художником, активным общественником, заниматься творчеством. Участвовал в концертах самодеятельных коллективов Дворца культуры металлургов. Неплохо играл на баяне, струнных инструментах. Книжный шкаф постоянно пополнял новинками литературы. По словам дочери, квартира у них напоминала избу-читальню. Профессиональными музыкантами никто из детей не стал, но радовать душу музыкой отец научил всех. Она хорошо помнит, как он засиживался над составлением кроссвордов, которые потом посылал в журнал «Огонёк». Коротко говоря, сам был увлеченным человеком, старался, чтобы и дети не бездельничали, а жили интересной жизнью. Не случайно педагог вспомнила об отце. На родительских собраниях Людмила Вячеславна ненавязчиво говорит о том, как атмосфера семейных отношений влияет на поведение ребят, их успеваемость. По окончании школы и примерные, и в своё время нерадивые ученики отзываются о ней как о любимом учителе.  Среди её воспитанников – инженеры, врачи, учителя, известные металлурги. Многие живут и работают в нашем городе — Марианна Ферман, Геннадий Журавлев, Ольга Степанова, Эдуард Селезнёв. В Орском пединституте работает доктор наук Елена Иванова. Снимок к этому материалу сделал  фотокорреспондент Вадим Мякшин. Человек молчаливый, но при упоминании имени своей учительницы становится разговорчивым. «Не забыть  уроков Людмилы Вячеславны, – говорит он,  – никому не давала скучать».  Профессионал! Кто из нас не заслушивался произведениями наших классиков?! Литературу любят в основном все дети. Русский язык со своими «жи», «ши»  пиши через «и» многим навевает грустные воспоминания. Ничего не поделаешь — великий, могучий, как сказал о нём Иван Сергеевич Тургенев. Но и эта проблема решаема, если к преподаванию подходить творчески. Этому молодого педагога учили не только в Орском пединституте. Людмиле Вячеславне не забыть уроков первых наставников – Валентины Алексеевны Великановой, Романа Андреевича Мурзакаева. Безусловно, чтобы грамотно, без ошибок писать, необходимо знать правила. Но педагог Худяева при этом неустанно наставляет своих питомцев, чтобы они больше читали. Зрительная память, замечено известными языковедами, в повышении грамотности играет не последнюю роль. Родителям также  подсказывает, чтобы они книгой отвлекали своих детей от компьютерных игр. … Школьную программу по литературе из года в год пополняют произведения современных писателей. При этом количество часов по этому предмету, к большому сожалению, убывает. Преподавателю-словеснику не так просто ориентироваться в  большом книжном мире.  У Л. Худяевой получается. Опыт помогает, а также высокая работоспособность. Открытые уроки, которые она регулярно проводит, всегда получают высокую оценку коллег. – Стараюсь на занятиях привлечь внимание ребят в первую очередь к художественным текстам поэтов, писателей, – делится своим опытом обучения педагог. – Надо видеть, как они любят слушать наиболее яркие отрывки из произведений. Цель у меня одна – привить ученику любовь к чтению, чтобы он понял, каким могучим духовным богатством  владеет наше Отечество, когда изучает творчество Пушкина, Лермонтова, Толстого, Распутина, Астафьева …  Думаю, ученикам Людмилы Вячеславны в этом отношении повезло. Не дело, когда изучение творчества писателя ограничивается лишь разговором об идейном содержании на основе критических статей. Да что школа – в институте многие студенты сдавали, к примеру, экзамен по роману М.Горького «Мать», не прочитав и одной страницы. Преподаватель ставил отметку за правильное толкование образов произведения. Согласитесь, рассуждать об образах всё же лучше после того,  как услышишь речь героев. Сегодня в арсенале учителя литературы есть кинофильмы, снятые по произведениям классиков, аудиокниги. Людмила Вячеславна также старается использовать их во время работы над текстом художественного произведения. Находит и другие приёмы обучения, чтобы знания учащихся  соответствовали её требованиям. А они у неё всегда были и остаются высокими. Увлечённый педагог всегда готов привнести в свою работу живинку. Узнав, что фильм «Русский бунт» по повести А.Пушкина «Капитанская дочка» снимался в Саракташском районе, педагог организовала экскурсию для  своих учеников на место съёмки. – Захотелось, чтобы они лучше почувствовали время и дух событий, которые описаны в повести гениальным писателем, – сказала она. – И опять же ради того, чтобы ребята прочли её не в отрывках, а полностью. Чтобы по истечении времени снова взяли книгу в руки и заново прочли талантливое произведение. Ведь одно дело открывать для себя великое художественное творение в 14 лет и другое – в  пору зрелости. За педагогическое мастерство, творческий подход к обу- чению в 1995 году Л.Худяева стала лауреатом премии администрации Оренбургской области. Годом позже ей присуждено почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Не раз ученики педагога на городских олимпиадах занимали призовые места, были участниками областных испытаний. Около 30 её выпускников окончили школу с золотой и серебряной медалью. – В декабре ученики  Людмилы Вячеславны сдавали допусковый экзамен по литературе – писали сочинение. Ребята успешно с ним справились, в чём никто из наших педагогов и не сомневался, – говорит директор школы Наталья Александровна Тарских. – Людмилу Вячеславну всегда привожу в пример, она  являет образец того, каким должен быть настоящий педагог: гармония во всём, глубокое знание предмета, негасимая любовь к школе … О том, что для неё школа, русская словесность – это всё, говорит многое. Зашел разговор об изучении второго иностранного языка. – Да ради бога! – с привычной откровенностью последовал ответ. –Но мне кажется, куда важнее в совершенстве овладеть своим родным языком.  Стыдно ведь глядеть в экран телевизора  и слушать безграмотную, косноязычную речь депутатов, участников всевозможных шоу. Дикторы делают ошибки в ударениях, сбиваются с текста. А про пагубное засилье в русской речи иностранных слов  и вовсе надо кричать караул. … Разговор с учителем мог бы продлиться и дальше. Не вышло – прозвучал звонок. Через минуту в класс должны войти ученики. В очередной раз Людмила Вячеславна скажет: «Здравствуйте, ребята!». И начнётся урок, который для них будет очередным откровением. Николай Новиков.