Давно это было, но то утро до сих пор у Марьи Давидовны Краснобородкиной вызывает трепетное волнение. Подоив корову, мать разбудила девятилетнюю Машу отогнать кормилицу в стадо. Вот и околица. После обращённых к бурёнке слов: «Иди к своим подругам», – направилась домой. И тут, взглянув на небосвод, чуть не остолбенела: из-за горизонта поднималось могучее светило, прогоняя яркими лучами последние ночные сумерки. «Как же я раньше не замечала этой красоты?», – подумала девочка. Дома поделилась с мамой картиной солнечного рассвета. «Глядишь, художницей станешь»,– отозвалась мать.
И как в воду глядела.
И храм, и мастерская
Марья Давидовна проживает сегодня у дочери Клавдии Леонидовны. Переступаю порог комнаты. Никогда ничего подобного раньше не видел. Стены от потолка до пола увешаны художественными работами, одним словом, – вернисаж. Стол заставлен красками, кисточками, материалами для вышивки – всё, как в мастерской художника. Тут же шкаф с произведениями русских и зарубежных классиков, которые не помешало бы иметь каждой семье.
Оказавшись в такой необычной жилой комнате, поневоле сначала потянет не беседы вести, а смотреть художественные творения. Вот в солнечном сиянии Хозяйка медной горы. Того гляди, сойдёт с холста величественной походкой, чтобы напомнить, кто есть кто. Поэма Александра Сергеевича «Руслан и Людмила», судя по всему, – одно из любимых произведений мастера. На одном полотне – поэт у дуба с учёным котом, на другом – Руслан, несущийся на коне галопом ради спасения своей любимой. На третьем вас манят к себе сады Черномора, какие бывают только в сказках.
Серия «Женщины мира», наверное, не меня одного заставила познакомиться в Интернете с историей женских национальных костюмов. Широко представлена пейзажная живопись, натюрморты художницы. Когда смотришь на картину «Сирень», трудно найти эпитет. Так и хочется сказать: букет словно живой.
– Многим нравится, – говорит Мария Давидовна.
– Тем более новотройчанам, – отзываюсь я. – Не случайно же кусты сирени в нашем городе растут возле многих домов, радуя нас не только своим цветом, но и изысканным весенним ароматом. Некоторые картины зовут вас к красотам Урала...
Поставим, однако, здесь многоточие, поскольку по самым скромным подсчётам у Марии Давидовны художественных работ за четыре сотни. А нам предстоит ещё кое о чём рассказать, чтобы понять, откуда родом её талант, ненасытное желание творить прекрасное.
Вдохновляла не только одарённость
Детство и юность Марии Давидовны прошли на Украине, в донецкой степи. Здесь она увидела не только завораживающие душу краски солнечного рассвета, но и познала, что значит ложиться спать на голодный желудок. Годы коллективизации оставили в памяти глубокую боль. В 1937 году репрессировали отца, как оказалось впоследствии, несправедливо. Беды приумножились. Выжили благодаря матери. Евгения Карловна была отменной рукодельницей. Шила одежду, вязала носки, варежки, вышивала скатерти, словом, мастерица на все руки. Сама работала без устали в колхозе и дома, детей сызмала приучала трудиться. С детских лет она обучила и Машу тому, чем владела. При этом не могла не видеть, с какой аккуратностью, терпением работает её дочушка. «Скоро обгонит меня», – сделала для себя вывод. К тому же Маше удалось закончить семилетку, что в годы сплошной безграмотности населения было большим достижением.
Кто знает, как бы сложилась судьба Марии Давидовны в родном селе. Жизнь, несмотря на тяжёлые потрясения, постепенно налаживалась. Встретила свою первую любовь. Вышла замуж, да только прожила с любимым человеком всего лишь четыре месяца — грянула война. Семью «врага народа» за неблагонадёжность сослали в Казахстан. Мужа призвали в армию – он погиб в первый же год войны.
На новом месте – голод, холод, другие невзгоды. Но падать духом было смерти подобно. Выживать и здесь помогали золотые женские руки. Вместе с другими переселенцами Маша изготавливала для фронтовиков необходимые вещи. Вновь вышла замуж в надежде зажить более счастливо. Не получилось и в этот раз. Двух сыновей – Евгения и Юру – оставил ей супруг. Сам же умер из-за тяжёлых фронтовых ранений. Третий брак был с Леонидом Краснобородкиным. Ещё прибавилось трое деток — Володя, Клава и Слава.
Можно только догадываться, каких трудов стоило поднимать на ноги многодетную семью в тяжелейшие послевоенные годы. Из-за постоянных пьянок испортились отношения с мужем. В 70-е годы Мария Давидовна с детьми вынуждена была перебраться в соседний Орск. Надёжной опорой для неё стали повзрослевшие дети.
Уроки орских живописцев
Много профессий сменила Марья Давидовна, но больше всего ей приглянулась работа составителем красок на трикотажной фабрике. Колдовать над ними — это было её. Наконец-то появилось и время по-настоящему заняться художественным творчеством. Записалась в студию изобразительного искусства «Вдохновение» при орском ДК машиностроителей. Здесь её наставником и кумиром стал известный художник М.Мешков. А ещё магию живописи помогали открывать Н.Митцев и Н.Ерохин. По подсказке своих наставников поступила на заочное обучение в Московский университет искусств Н.Крупской. Закончила престижное заведение в 49 лет, тем самым доказав себе, своим родным и друзьям, что учиться, действительно, никогда не поздно. В столичном вузе её руководителем была педагог Людмила Скупко.
– Моя ровесница, – говорит Марья Давидовна. – Никогда не забуду не только мудрых её уроков, но и душевной теплоты. Жила на Арбате. С жильём в Москве в те годы, сами знаете, как было, так она поселила меня у себя. Так что занятия проходили не только в университете, но и у неё дома. Если появлялось свободное время, стремглав бежала в Третьяковку или в музей изобразительных искусств. Часами простаивала у полотен великих мастеров. Многие работы до сих пор у меня перед глазами, обжигают душу. Всего ближе моему сердцу творчество И.Шишкина.
Настоящий художник всегда в поиске чего-то своего. Любителям искусства хорошо известна мозаика из камня, смальты. Мария Давидовна начала её творить из ... яичной скорлупы. Диву даёшься не только художественному вкусу мастерицы, но и её терпению, исключительному трудолюбию. Сначала скорлупа освобождается от внутренней плёнки (попробуйте ради интереса это проделать), затем раскрашивается в различные цвета и оттенки, потом дробится на кусочки различной величины и крепится с помощью обойного клея на твёрдую основу. Художественный образ также рождается не за один день. На заключительной стадии художница покрывает картину лаком, чтобы была долговечной.
В некоторых картинах, к примеру «Дети, играющие в жмурки», М. Краснобородкина мозаику из яичной скорлупы совместила с акварельным рисунком. Есть чему удивиться и восхититься!
Поинтересовался, к какому жанру больше всего лежит у художницы душа?
– К натюрморту. На нем можно что-то исправить, дорисовать. Портрет такого не любит.
– Однако вы их рисуете. Вижу не только портрет старшей дочери А.Пушкина Марии Александровны, но и ваш автопортрет...
– А знаете, как это было непросто: глядеть на себя в зеркало и водить кистью по холсту...
Мария Давидовна – участница более ста городских, областных и зональных выставок. Её работы не только в музее нашего города. В Орском краеведческом увидел шикарную скатерть, вышитую гладью. Услышал отзыв одной посетительницы: «Настоящая Марья-искусница. Восхитительная работа!». Немало произведений Марии Краснобородкиной находится в частных коллекциях.
Нетрудно догадаться, что у художницы немало наград. Перечислять их нет необходимости. Произведения мастера расскажут больше и ярче того, что написано в наградных листах.
– Сегодня есть все возможности для творчества – было бы только желание, – говорит Мария Давидовна. – В магазинах можно приобрести всё, что твоей душе угодно: мулине, краски, холст, клей. Во времена моей молодости всё было иначе. До сих пор вспоминаю тот радостный день и час, когда впервые удалось достать колонковую кисточку.
Несмотря на преклонный возраст (он шагнул за 90-й год), М.Краснобородкина продолжает творить. Занятие любимым делом, по её словам, помогает укреплять здоровье. Надо только это дело найти, преданно ему служить. От себя добавим: как это делает на протяжении многих лет героиня нашего рассказа.
Николай Новиков.