Гвардеец труда. Новотроицк

Как вывести новотроицкий трамвай из кризиса?

Уже долгие годы ведутся дискуссии о судьбе трамвайного управления. Менялось название: «Новэлект», «НовГорТранс», но экономическая ситуация по-прежнему оставалась сложной, предприятие находилось на грани банкротства. И если бы не позиция администрации, депутатов городского Совета и финансовая поддержка, так оно и случилось бы. Электротранспорт всегда и везде был убыточным. Но как снизить издержки, где найти те, пусть даже небольшие, возможности, чтобы сократить потери? Проанализировать показатели финансово-экономической деятельности, определить динамику его развития -- этими вопросами задались члены балансовой комиссии, рассмотревшие ситуацию, сложившуюся на предприятии. В нее вошли руководители «НовГорТранса», специалисты городской администрации, депутаты. За последние годы пассажиропоток значительно снизился. Тому есть объективные и субъективные причины: увеличение количества частного автотранспорта, большой износ парка. Поэтому перед руководством предприятия и города встала задача – попытаться вернуть пассажиров в муниципальный транспорт. Каким должен быть реальный пассажиропоток, чтобы покрыть себестоимость?  В Новотроицке доходность одной ходки трамвая составляет 54 процента, в то время как минэкономразвития региона ставит задачу довести эту цифру до 70 процентов. На сегодняшний день экономически обоснованный тариф на трамвай – 17 рублей, на автобус – 29 рублей. Но пассажир платит чуть ли не наполовину меньше, остальное дотирует администрация. Уже в ходе разговора возникали вопросы: просчитывались ли помаршрутные затраты? Изменяются они или нет? Когда эта цифра будет известна, можно будет задавать следующие вопросы: где мы теряем, недорабатываем? Стоит ли снижать стоимость билета, чтобы привлечь пассажиров? Надо четко представлять, сколько и какие категории населения пользуются транспортом. И тут же рождались предложения, иногда не совсем бесспорные, но дающие пищу для размышления. Одно из первых – убрать параллельные маршруты трамваев и «ГАЗелей» и разделить пассажиропотоки, организовать добавочную продажу проездных билетов, ввести транспортную карту, по которой стоимость одной поездки может составить 8 рублей.  Во всех относительно крупных городах на остановках висят таблички с указанием интервала движения автобуса, троллейбуса, трамвая. У нас этого нет. И пассажир мечется между маршруткой и трамваем. Четкий интервал движения поможет упорядочить пассажиропоток. На встречах с главой города жители указывали: когда трамвая нет по 30-40 минут, пассажиры, естественно, идут на «ГАЗель».  «Интервал в часы пик должен быть 5-10 минут – пускайте дополнительные трамваи. Рассчитайте потребность вагонов в обычное время и часы пик», -- обращается Юрий Араскин к руководителям «НовГорТранса». Никто не изучал, сколько необилеченных пассажиров едут в переполненном трамвае. На первый взгляд мелочь. А это тоже потери. Прозвучал вопрос по маршруту №101. Но развития он не получил, потому что предложение администрации ограничить его автовокзалом не получило одобрения горожан, особенно тех, кто работает или учится в Старом городе Орска. Вопрос пока в стадии изучения. Как видим, предложения есть. Резюмировал их и.о. первого заместителя главы города А.Липатов: «Чтобы прийти к какому-то выводу, необходимо создать комиссию, промониторить ситуацию, сделать коммерческий расчет каждой поездки на каждом маршруте. И какие-то варианты появятся». А пока  комиссия будет держать вопрос на контроле, ежемесячно анализируя выполнение предложений. Более глубокий анализ финансово-экономической деятельности «НовГорТранса» предложено делать раз в квартал. Екатерина КУЗНЕЦОВА.