Гвардеец труда. Новотроицк

Где мастерство, там и вдохновение

Где мастерство, там и вдохновение
Образцово-художественному хору «Детство» Дома культуры металлургов в этом году исполняется 30 лет. Знаковое событие коллектив отметит большим гала-концертом. Подготовка к нему уже началась. В преддверии праздника волнуются юные дарования. У бессменного руководителя хора Ольги Васильченко на душе тревожно вдвойне. Не рядового масштаба событие, к тому же апрель не за горами. 1 сентября 1960 года В этот день учительница начальных классов Екатерина Денисовна Коломиец повела в музыкальную школу учиться игре на скрипке своих дочушек Олю и Таню. – Повезло родиться в семье педагога, – говорит Ольга Николаевна. – Мама много читала, нам привила любовь к чтению. А ещё пела в её сердце музыка ... Прослушал сестёр Леонид Левитан. Разглядел музыкальные способности, коли стали у него учиться. Уроков его, однако, девочки боялись. Слишком был требовательным. Правда, учил их недолго: вскоре Леонид Львович покинул Новотроицк, и магию музыки сёстры стали познавать у Владимира Рудольфовича Мевиуса. Все, кто у него учился, с благоговением вспоминают его уроки. – До сих пор не покидает меня чувство вины перед ним, – поделилась сокровенными воспоминаниями Ольга Николаевна. – Скрипка – инструмент, сами знаете, сложный. Надо обладать идеальным слухом. Держать его у подбородка во время игры не очень-то комфортно. Владимир Рудольфович с присущим ему терпением никогда не раздражался, если делали что-то не так, допускали ошибки из-за невнимательности. Что говорить, немало труда он вкладывал в наше обучение. Мы же после четырёх напряженных лет учёбы возьми и оставь школу. Подобного поворота не ожидали не только педагог, но и мама. Но настаивать на продолжении обучения своих чад не стала. Что случилось, то случилось: значит, не суждено им быть музыкантами. Но как удивилась Екатерина Денисовна, когда её старшая, а через два года и младшая дочь подали документы в Оренбургское музыкальное училище! Всё-таки не зря в своё время проложила она им дорожку в музыкальную школу. Дочери решили стать преподавателями музыки. 1 сентября 1967 года На хоровое отделение, по словам Ольги Николаевны, конкурс был не маленький. Прослушивание также прошло без сучка и задоринки. Коротко говоря, вот он – желанный студенческий билет! Впереди – четыре года не только яркой, незабываемой, но и напряжённой учёбы. В искусстве, будь то живопись, скульптура или музыка, преподаватель выступает в особой роли: он одновременно и учитель, и наставник, и преданный друг... – Моим педагогом по хоровому дирижированию была Татьяна Александровна Попова, – вспоминает Ольга Николаевна. – Врезалось в память первое её назидание: «Хотите быть профессионалом – не позволяйте себе расслабляться, работайте над собой. Больше читайте художественную литературу, старайтесь посещать концерты, вернисажи ... А на занятиях вам скучать мы не дадим». Только не умели держать слово педагоги. Занятий с учащимися им было недостаточно. Инга Мартыновна Мирошниченко, к примеру, после окончания уроков три группы «хоровиков» тащила за собой в класс и всех погружала в бесконечный мир музыкальных образов великих творений Чайковского, Моцарта, Бетховена, Глинки ... Всех композиторов устанешь перечислять. Никогда не думала студентка, что книги о композиторах из серии «Жизнь замечательных людей» станут для неё настольными. Теперь, когда кто-то спрашивает её, что почитать, многим советует библиографические произведения о великих русских и зарубежных музыкантах. При этом каждого уверяет: эти книги окажут неоценимую помощь в познании волшебной тайны творческого наследия великих композиторов. Поинтересовался самыми любимыми произведениями Ольги Николаевны. – Чаще всего в моём сердце звучат шестая симфония П.Чайковского и первый концерт Э.Грига, – последовал ответ. – Все, кто слушает хорошую музыку, как правило, становятся успешными в жизни. Они не будут сквернословить в общественных местах, ломать скамейки в парках и во дворах, жечь кнопки в лифтах, размалёвывать подъезды всякими непристойностями ... 1 сентября 1971 года В этот год, после успешного окончания училища, Ольга Васильченко вернулась в родной город. В школе № 10 начала преподавать пение. Работа нравилась. Но молодому педагогу захотелось ещё раз с головой окунуться в студенческую жизнь, пожить в большом городе. Словом, не остыли интерес к учёбе, желание углубить профессиональные знания. Такими же мыслями тогда жили и её близкие подруги Татьяна Мальцева и Любовь Саталкина. В этот год дружная троица подала документы в Челябинский институт культуры. Таким образом, преподавательская деятельность по уважительной причине прервалась. Но год работы с детьми ей хорошо запомнился, и был он для неё весьма кстати. Ольга Николаевна убедилась в том, что в выборе своей профессии не ошиблась. 1 сентября 1972 года Снова вступительные экзамены, вновь на отделение хорового дирижирования. Несмотря на знания, полученные в Оренбургском музучилище, тревога на душе была. Всё же новотроицкая троица, как прозвали впоследствии их сокурсники, потеснила конкурентов. Потом дороги подруг разойдутся. Татьяна Мальцева закончит Петербургскую академию художеств. В 90-е годы окажется невостребованной в родной стране – уедет в США. Любовь Саталкина найдет место под солнцем в Челябинске. Ольга Николаевна вернётся в родной Новотроицк. Проходят годы, а они по-прежнему дружат, вспоминая в первую очередь свои студенческие годы. – Разве можно их забыть? – говорит Ольга Николаевна. – Студентам нашего вуза выдавались бесплатные абонементы на посещение оперных и балетных спектаклей, картинных галерей, концертов ведущих артистов страны ... Так преподаватели помогали нам расширять культурный кругозор. Всё живо обсуждали, беспристрастно анализировали. В этом вузе прибавились новые предметы. Полюбила историю изобразительного искусства. Я бы и в третий раз не отказалась от студенческой жизни, да нехорошо это будет – полученными знаниями надо делиться с людьми, для того ведь все мы и учимся ... 1 сентября 1976 года В этот день учебный год для вчерашней выпускницы вуза начался в музыкальной студии Дворца культуры металлургов. Кроме хора, вела занятия по сольфеджио, музыкальной литературе. В ЦЗЛ комбината было много желающих участвовать в художественной самодеятельности. Ольгу Николаевну попросят руководить хором. Потом и в музыкальной школе она возьмётся за это дело. 1985 год – особый в творческой биографии: ей доверят образцово-художественный хор «Детство», который впоследствии добьётся немалых высот. Коллектив дважды становился лауреатом Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества. На протяжении многих лет – дипломант областных фестивалей «Обильный край, благословенный» и «Краски радуги». Областное телевидение дважды показывало его выступления в передаче «Музыкальные ступеньки». «Детство» многих своих воспитанников вывело в мир большой музыки. Стали профессионалами в этом виде искусства Оксана Шаульская, Татьяна Щур, Ирина Губанова, Екатерина Рублёва, Наталья Дынник и многие другие. Ольга Николаевна уверена в том, что по их примеру пойдёт и новая поросль, так как таланты в этом коллективе не переводятся. Особо при этом отметила Влада Сороколетова, Ольгу Павлову, Санэлу Пезичь, Евгения Шагунова, Дмитрия Богомолова, Юрия Лактионова, Анну и Павла Меркулиных. Анна исполняет песни в дуэте с мамой Натальей Николаевной, которая без музыки не мыслит своей жизни. В Орском колледже искусств в настоящее время учатся выпускники «Детства» Гуляра Гунбатова, сёстры Оля и Ира Шаховы. По словам Ольги Николаевны, творческими успехами хор «Детство» во многом обязан концертмейстеру Наталье Вениаминовне Рой. В музыкальной школе ей интересно работать с Татьяной Викторовной Космолич. Именно они являются самыми главными помощниками и критиками в творческом процессе. «Мы понимаем, – говорит руководитель хора, – друг друга с полуслова, о чём бы не заходила речь». На первом месте, конечно же, репертуар. А он у этих профессионалов, как говорится, не с бухты-барахты. Каждый год, как правило весной, они пополняют его новыми произведениями из музыкальной классики, такими, как «Весенние воды», «Сирень», «Сосна» С. Рахманинова, «Горные вершины» А. Рубинштейна, «Беловежская пуща» А.Пахмутовой, творениями И.Баха, Ф.Шуберта, А.Вивальди. «Колыбельную», «Скворцы прилетели», «Пути-дороги» И.Дунаевского хор исполняет из года в год, потому как эти произведения завораживают душу зрителей. Немало в репертуаре хора песен: русских народных, других народов – исполняются они, кстати, на родном языке. Хор многоголосный, а потому ему под силу и классика музыкального искусства. – Мне трудно представить жизнь без моего «Детства». Приходят дети, которые мало знакомы с нотной грамотой, не всегда имеют ярко выраженные музыкальные способности. Но проходит время, и их не узнать. Они начинают владеть голосом, петь сложные музыкальные произведения. От достигнутого успеха поневоле приходишь в восторг вместе со своими воспитанниками. Словами это чувство трудно передать... Николай Новиков.