Гвардеец труда. Новотроицк

Магия славянской куклы

Магия славянской куклы
Выставка работ новотроицкой мастерицы Ирины Чинчаладзе называется «Творческое сияние». И, только переступив порог малого выставочного зала городского музея, начинаешь понимать, насколько название соответствует теплой, камерной, наивно открытой атмосфере, царящей в зале. Создают ее экспонаты --  куклы-обереги. Они простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Смотришь на маленькую нитяную тряпичную фигурку – чувствуешь, как веет от нее уютом, теплом домашнего очага. А на душе становится светло, спокойно, радостно… Выставка рукотворной куклы-оберега впервые экспонируется у нас в городе и  рассказывает много удивительного из нашего прошлого. Традиционные славянские куклы – неотъемлемая часть культуры наших предков. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Казалось бы, ну что в них особенного – обычные тряпочки, палочки, ниточки? Но, сделанные своими руками из подручных материалов, они обладают магическими свойствами. Мы переходим от экспоната к экспонату, и Ирина Ивановна рассказывает, какая кукла к каким событиям жизни делалась. Вот «Травница», ее еще называют защитницей. Эта кукла – добрая целительница, она защищает от болезней. Внутрь нее вместо ваты кладут душистые травы: тысячелистник, мяту, душицу,  подвешивают над детской кроваткой или ставят возле постели больного, чтобы он скорее поправился. А вот «Метлушка» -- оберег на здоровье. Сделанная из джута, а проще говоря, из мочала, она в самом деле внутри похожа на метелку. Хозяйка дома ходила и сметала все недоброе, нехорошее. «Десятиручку» дарили молодой хозяйке, чтобы она везде успевала.  А «Солнечных коней» вручали мужчинам со словами «Будь всегда на коне!». У многих посетителей выставки сразу возникает вопрос: почему у кукол нет лица? Оказывается, это – особенность куклы-оберега. «Лицо» может быть украшено либо вышивкой, либо тесьмой, либо просто нитками и тряпочками. Считалось, что такая кукла-оберег не позволит творить зло человеку, которому она предназначалась. Куклы поведали множество историй. Их с интересом слушали ученики школы № 15, которые пришли не только выставку посмотреть, но и под руководством Ирины Ивановны попробовать самим сделать куклу-оберег.  Желающих оказалось так много, что за столом просто не хватило места. «Зрители» внимательно наблюдали, как в руках их одноклассников простой кусочек материи превращается в зайчонка. Этот старинный оберег так и называется «Зайчик-на-пальчик»: мама через петельку надевала его ребенку на пальцы, сама же на какое-то время могла заняться домашними делами, а малыш оставался вроде бы не один, мог общаться с игрушкой. Может быть, этот мастер-класс увеличит ряды любителей обережно-кукольного рукоделия, которое в последние годы получило второе рождение. Последователи у Ирины Чинчаладзе уже появились. Это ее дочь, воспитанники-кружковцы. А как сама Ирина Ивановна пришла к этому виду творчества? Сказалась наследственность: отец хорошо рисовал, делал шкатулки. А Ирина, как всякая девчонка, играла в куклы, из лоскутков мастерила им наряды, из укропа делала зонтики, как бы исподволь осваивая будущее хобби. Серьезно куклами начала заниматься, когда стала работать педагогом по декоративно-прикладному искусству сначала в городе Зверево Ростовской области, а затем в Новотроицке в детском саду № 24 «Золотая рыбка», где учила детей от трех до семи лет лепить, рисовать, делать аппликации. В последнее время она работает педагогом дополнительного образования в Центре развития детско-юношеского творчества, руководит творческим объединением «Мастерилки». Год от года Ирина Ивановна расширяет границы своего творчества, осваивая новые техники и материалы: «Мне нравятся аппликации из расслоенной бересты различных оттенков. Техника валяния из шерсти трудна,  но и из этого материала можно сделать картины, маленькие валеночки, расшитые бисером, чехольчики для телефонов и очков. Леплю из глины и соленого теста, делаю панно из ракушек и природного материала. Но первая и самая большая моя любовь – это куклы». Екатерина КУЗНЕЦОВА. Фото Кирилла КЛЕМЕНТОВА.