Выставка работ новотроицкой мастерицы Ирины Чинчаладзе называется «Творческое сияние». И, только переступив порог малого выставочного зала городского музея, начинаешь понимать, насколько название соответствует теплой, камерной, наивно открытой атмосфере, царящей в зале. Создают ее экспонаты -- куклы-обереги. Они простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Смотришь на маленькую нитяную тряпичную фигурку – чувствуешь, как веет от нее уютом, теплом домашнего очага. А на душе становится светло, спокойно, радостно…
Выставка рукотворной куклы-оберега впервые экспонируется у нас в городе и рассказывает много удивительного из нашего прошлого. Традиционные славянские куклы – неотъемлемая часть культуры наших предков. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Казалось бы, ну что в них особенного – обычные тряпочки, палочки, ниточки? Но, сделанные своими руками из подручных материалов, они обладают магическими свойствами.
Мы переходим от экспоната к экспонату, и Ирина Ивановна рассказывает, какая кукла к каким событиям жизни делалась. Вот «Травница», ее еще называют защитницей. Эта кукла – добрая целительница, она защищает от болезней. Внутрь нее вместо ваты кладут душистые травы: тысячелистник, мяту, душицу, подвешивают над детской кроваткой или ставят возле постели больного, чтобы он скорее поправился.
А вот «Метлушка» -- оберег на здоровье. Сделанная из джута, а проще говоря, из мочала, она в самом деле внутри похожа на метелку. Хозяйка дома ходила и сметала все недоброе, нехорошее. «Десятиручку» дарили молодой хозяйке, чтобы она везде успевала. А «Солнечных коней» вручали мужчинам со словами «Будь всегда на коне!».
У многих посетителей выставки сразу возникает вопрос: почему у кукол нет лица? Оказывается, это – особенность куклы-оберега. «Лицо» может быть украшено либо вышивкой, либо тесьмой, либо просто нитками и тряпочками. Считалось, что такая кукла-оберег не позволит творить зло человеку, которому она предназначалась.
Куклы поведали множество историй. Их с интересом слушали ученики школы № 15, которые пришли не только выставку посмотреть, но и под руководством Ирины Ивановны попробовать самим сделать куклу-оберег. Желающих оказалось так много, что за столом просто не хватило места. «Зрители» внимательно наблюдали, как в руках их одноклассников простой кусочек материи превращается в зайчонка. Этот старинный оберег так и называется «Зайчик-на-пальчик»: мама через петельку надевала его ребенку на пальцы, сама же на какое-то время могла заняться домашними делами, а малыш оставался вроде бы не один, мог общаться с игрушкой.
Может быть, этот мастер-класс увеличит ряды любителей обережно-кукольного рукоделия, которое в последние годы получило второе рождение. Последователи у Ирины Чинчаладзе уже появились. Это ее дочь, воспитанники-кружковцы.
А как сама Ирина Ивановна пришла к этому виду творчества? Сказалась наследственность: отец хорошо рисовал, делал шкатулки. А Ирина, как всякая девчонка, играла в куклы, из лоскутков мастерила им наряды, из укропа делала зонтики, как бы исподволь осваивая будущее хобби. Серьезно куклами начала заниматься, когда стала работать педагогом по декоративно-прикладному искусству сначала в городе Зверево Ростовской области, а затем в Новотроицке в детском саду № 24 «Золотая рыбка», где учила детей от трех до семи лет лепить, рисовать, делать аппликации. В последнее время она работает педагогом дополнительного образования в Центре развития детско-юношеского творчества, руководит творческим объединением «Мастерилки».
Год от года Ирина Ивановна расширяет границы своего творчества, осваивая новые техники и материалы: «Мне нравятся аппликации из расслоенной бересты различных оттенков. Техника валяния из шерсти трудна, но и из этого материала можно сделать картины, маленькие валеночки, расшитые бисером, чехольчики для телефонов и очков. Леплю из глины и соленого теста, делаю панно из ракушек и природного материала. Но первая и самая большая моя любовь – это куклы».
Екатерина КУЗНЕЦОВА.
Фото Кирилла КЛЕМЕНТОВА.