Существуют такие ценности в человеческом обществе, которые сами по себе ценностями не являются. Цену им определяют люди. Так, небольшой квадратик бумаги вдруг объявляется редкой почтовой маркой, за которую коллекционеры готовы заплатить десятки тысяч долларов. Небольшой кружочек из металла, на который в древности можно было купить меру овса, приобретает вдруг цену породистой лошади.
Часто несообразную с их истинным значением в жизни людей ценность приобретают не только рукотворные произведения, но и произведения природы, например, драгоценные камни и драгоценные металлы. Об их условной стоимости можно судить по таким жизненным ситуациям, когда в знойной пустыне человек готов порой за кружку воды отдать горсть золота, а в голодное время выменять бриллиант на булку хлеба. Впрочем, в критических ситуациях многие вещи теряют свою привычную стоимость. Известный шекспировский герой Ричард III, потерявший коня в решительном сражении, кричал в отчаянии: «Коня! Коня! Полцарства за коня». А кто-то из восточных поэтов за родинку любимой девушки готов был отдать «и Самарканд, и Бухару». К счастью или несчастью, эти города ему не принадлежали.
Тем не менее были времена, когда золото и драгоценные камни считались мерилом богатства человека. Ради них люди подвергали свою жизнь невероятным опасностям и шли на преступления. Испанцы в свое время бездарно разграбили целый континент, уничтожили государства ацтеков и инков, но в конечном итоге Испания от этого не стала ни богаче, ни сильнее. Масса времени, сил и жизней были положены на поиски сказочной страны Эльдорадо, которая, по слухам, находилась где-то в бассейне реки Амазонки. Король этой страны, по свидетельству «очевидцев», каждое утро начинает с того, что осыпает себя золотой пылью, а перед отходом ко сну смывает с себя позолоту. Как тут не вспомнить мифического фригийского царя Мидаса, которому бог Дионис в награду за добрый поступок подарил волшебное свойство: всё, к чему прикасался царь Мидас, превращалось в золото. В результате царь чуть не умер с голода, поскольку в золото от его прикосновений превращалась и любая пища.
Герой маленькой трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» также является обладателем несметных сокровищ в виде золота и драгоценных камней, которые хранятся в подвале его замка в шести больших сундуках. С трепетом в сердце барон спускается в этот подвал. В обладании своими сокровищами, доставшимися ему в результате войн и грабежей, самого жестокого ростовщичества, скупому рыцарю грезится тайная власть над миром:
Что не подвластно мне?
Как некий демон
Отселе править миром я могу;
Лишь захочу – воздвигнутся чертоги;
В великолепные мои сады
Сбегутся нимфы резвою толпою;
И музы дань свою мне принесут,
И вольный гений мне поработится,
И добродетель, и бессонный труд
Смиренно будут ждать моей награды.
Всё это свершится, стоит лишь захотеть. Но в том-то и дело, что переступить через свою скупость барон не в силах. В глубине души он понимает, что с удовлетворением его желаний и прихотей накопленные богатства начнут таять, а источника для их восстановления у него нет. Сокровища в сундуках – это не нефтяной фонтан, который может бить из скважины десятки лет и приносить прибыль владельцу. Впрочем, и нефтяной фонтан когда-то иссякнет.
Андрей Паршев в книге «Почему Америка наступает» на все лады пытается доказать очевидное: на производстве и продаже сырья будущее страны не построишь. Он утверждает: «В современном мире прибыль получает потребитель сырья, а не производитель. На обложке книги вы видите странную картинку – полуголые грязные люди поднимают по приставным лестницам какие-то мешки. Никогда не догадаешься, в чём тут дело. А это добыча алмазов в Бразилии! Алмазов! Но что-то на богачей эти люди не похожи. Отдельные личности могут, конечно, составить себе состояние, но страна в целом – нет. Чем сильней страна втягивается в «сырьевую ловушку» – тем дальше она отстает».
Кстати, об «отдельных личностях», которые за несколько лет за счет сырьевых запасов огромной страны «честным трудом» составили себе состояния от
1 до 15 миллиардов долларов. Чтобы заработать честным трудом 1 миллиард долларов, сталевар должен трудиться у мартеновской печи 80 тысяч лет, учитель у классной доски – 200 тысяч лет. Учёный, если взять пример с Перельманом, чье открытие оценили в 1 миллион долларов, должен сделать тысячу великих открытий. За всю историю человечества все великие учёные мира не сделали столько открытий, они способствовали современному прогрессу, но миллиарда долларов так и не заработали. Большой писатель, чьи книги, предположим, раскупаются, должен написать 100 тысяч книг. И так далее, и тому подобное. И нас хотят убедить, что какой-то бывший инструктор райкома комсомола, в силу случая оказавшийся у кормушки, вдруг проявил ум, талант и работоспособность всех ученых и писателей мира, сталеваров, учителей, представителей других профессий и за короткое время «заработал» столько, сколько им не заработать за десятки тысяч лет.
Мы поистине живём в абсурдном мире, где безумное, сюрреалистическое, неправдоподобное положение и состояние выдается за нормальное развитие общества, где любой честный труд – сельский, производственный, научный, творческий – превратился в «добычу алмазов», при которой сами добытчики одеты в рубище, а добытые трудом ценности разлетаются по ветру, как полетят по ветру сокровища из сундуков «скупого рыцаря», когда до них доберется ветреный наследник.