Два года назад «Гвардеец труда» уже рассказывал о новотроицком фермере Владимире Липатове. Тогда Владимир Иванович был начинающим сельхозпроизводителем, участвовал в областном конкурсе и выиграл грант на развитие – около полутора миллиона рублей. Сегодня его хозяйство – крупнейшее в Новотроицке, и останавливаться на достигнутом наш земляк не намерен.
– Полученный грант мне, безусловно, очень помог. Деньги эти возвращать не надо, главное – заранее досконально продумать, как их использовать, и действовать в соответствии с намеченным, потому что потом вносить коррективы хоть и можно, но очень хлопотно. За каждый рубль, направленный «не туда», придется объясняться в областном министерстве сельского хозяйства. Знаю, такие примеры есть.
Если быть точным, по условиям конкурса я получил 1 миллион 350 тысяч рублей, плюс свои 150 тысяч. На эти деньги согласно подготовленному бизнес-плану взял 40 телок калмыцкой породы, которая славится «мраморным» мясом и, что особенно важно для меня, своей неприхотливостью, потому как практически до декабря наравне с лошадью может пастись, и это позволяет существенно экономить на кормах. Приобрел также двухбрусную косилку, грабли, погрузчик, тракторную телегу. Пресс и трактор уже были, таким образом, у меня появился весь комплекс для заготовки сена. Кроме того, на выделенные средства взял также доильный аппарат, обустроил ограду. Все деньги пустил в дело практически сразу. За каждый рубль по итогам года отчитался, сейчас продолжаю ежеквартально представлять отчеты о том, что сделано, и так будет на протяжении пяти лет. Показатели, которые закладывал в бизнес-план, я должен выполнить и тогда получу право претендовать на следующий, более крупный грант.
– Такие планы есть?
– Обязательно. В следующем году планирую уже начать составлять новый бизнес-план. По условиям областной программы можно участвовать в конкурсе в качестве семейной фермы, тогда сумма гранта может быть до пяти миллионов рублей. Но это очень серьезно, готовиться к такому конкурсу, конечно, надо соответственно. Претендентов много, по пять на грант, а то и больше, так что победа легкой не будет. К прошлому конкурсу, когда для меня все было внове, мне очень помогли в торгово-промышленной палате. Сейчас я сам кого хочешь проконсультирую. И, кстати, с удовольствием это делаю. В нынешнем году один начинающий фермер из Хабарного участвует в конкурсе, я ему кое-что подсказывал, надеюсь, он выйдет в победители.
– Давайте еще раз уточним: грант – это не просто деньги, которые государство в лице правительства области «дарит» фермеру на развитие его хозяйства. Это еще и большая ответственность. Если средства будут потрачены не по назначению, с отклонением от представленного бизнес-плана, их придется вернуть.
– Именно так. Получив грант, я подписал обязательство, что фермерское хозяйство – это мое основное место работы, что я создам рабочие места и у меня будет определенный коллектив. Так оно и есть. У меня трудятся пастухи, скотники, и мне очень помогают мои родные – брат, сыновья, которых у меня трое, причем двое живут далеко, но по первому же зову приезжают, если в том есть необходимость. У нас вообще большая родня, так что сложилась полноценная семейная ферма. Сегодня это уже самое крупное сельхозпредприятие в Новотроицке, поголовье которого насчитывает 250 лошадей и около сотни голов крупного рогатого скота. Есть немного свиней для обеспечения более быстрого оборота.
– Солидный рост, если сравнивать с уровнем двухлетней давности. Чтобы содержать такое хозяйство, необходимы пастбища. У вас они есть?
– Я приобрел полторы тысячи гектаров земли от Горюна до Холодных ключей. Надо бы, конечно, еще – под сенокос, но это дело будущего. Сейчас нужно справиться с текущими делами. Нынешняя весна началась тяжело. Обычно к середине марта мы уже выгоняли скот на выпас, а в этом году, как раз на это время, пришелся новый мощный снегопад. Как я тогда из города пробивался до Зорьки, где находится моя ферма, сколько усилий и средств затратил, чтобы расчистить там все, – отдельная история. Главное – закончилось сено, хотя, ориентируясь на предыдущие годы, я запасал 12,5 тысячи тюков, это порядка 200 тонн. Пришлось дополнительно докупать, часть скота перегонять ближе к городу, в Хабарное. К тяжелым погодным условиям добавилась еще одна напасть – волки, которые тоже нанесли немалый урон. Но все это – хороший урок, из которого надо делать выводы.
– Прежде вы были далеки от сельского хозяйства. Что подтолкнуло заняться им, ведь это нелегкий труд, который не предусматривает выходных?
– Я строитель по профессии. Уже пять лет, как на пенсии, при желании, конечно, нашел бы занятие поспокойнее. Но подсобное хозяйство постоянно присутствовало в моей жизни. Родители жили в своем доме на Северном и всегда держали скот. Естественно, мы, дети, им помогали. Но стать фермером меня сподвигли мои собственные сыновья. Это они увлеклись лошадьми и увлекли меня. И так все затянуло, что, даже когда у нас первый табун в одну ночь увели конокрады, руки не опустили, начали все заново, и теперь я уже не представляю себя без этого хозяйства.
Да, фермерство – не для ленивых. Я много лет проработал на производстве, занимал серьезные должности, мне есть с чем сравнить, и могу сказать, быть фермером очень и очень непросто. Но реально. Лично я занимаюсь этим делом с большим удовольствием и планирую расширять хозяйство до 500 голов. Планов множество. Однако есть старая истина – один в поле не воин. Я говорю уже не только о том, что мне в моем хозяйстве здорово помогают близкие и надежные люди. Мы привыкли, что Новотроицк – промышленный город, но ведь и здесь не так давно, еще на нашей памяти, были крепкие совхозы. Я за то, чтобы возрождать сельское хозяйство силами фермеров. Но для того, чтобы им было легче существовать, дополняя друг друга, необходимо создать холдинг или ассоциацию – как угодно назовите – словом, нужно то, что объединяло бы фермеров.
– В Новотроицке фермеров можно сосчитать по пальцам, и не похоже, чтобы желающих было много...
– Их потому и немного, что сложно без поддержки и в одиночку поднимать хозяйство. У меня нет проблем с реализацией продукции – я наладил прямые поставки мяса по выгодной для меня цене в магазины города и столовую крупного предприятия. Но знаю, что у других такие проблемы есть. Фермеры сдают молоко по 20 рублей за литр, а на прилавок оно поступает уже вдвое дороже. Считаю, это ненормально. Объединение, что-то вроде прежней кооперации, нужно, чтобы сельхозпроизводитель мог обеспечить себе хотя бы какую-то прибыль, а не оставаться в убытке. Этот вопрос, я уверен, вполне решаем.
Важно то, что люди сейчас большое внимание уделяют качеству продуктов питания. Все уже насытились привозным и заграничным, понимают, что это такое. Базовые продукты – мясо, молоко, овощи – должны быть своими. Местные фермерские и тепличные хозяйства могли бы ими обеспечить. Надо только все это создавать. У нас есть необходимые условия, и земли достаточно. Знаю, что интерес к сельскому хозяйству снова появляется, в том числе и в нашем городе. Необязательно ведь, чтобы у всех были проекты внушительных масштабов. Может, кто-то кроликов, перепелок или любую другую живность решит разводить. Или займется растениеводством. Такие мини-фермы, по-хорошему, тоже надо бы поддерживать, особенно на первых порах. Словом, перспективы есть, и, вполне возможно, Новотроицк скоро перестанет быть преимущественно городом металлургов. Надо просто избавиться от стереотипов и по-новому взглянуть на дальнейшее его развитие.
Анна Симонова.