Нагрудные знаки «Ветеран Чернобыля» были вручены пятидесяти новотройчанам – участникам ликвидации последствий аварии – в канун 30-й годовщины трагедии. Еще десять вдов погибших получили знак «Вдовы ликвидаторов».
– Авария на Чернобыльской АЭС – одна из крупнейших техногенных катастроф, – отметил в своем выступлении заместитель главы города по социальным вопросам Дмитрий Буфетов. – Люди, оказавшиеся в эпицентре этих событий, своим мужеством и трудом предотвратили распространение трагедии. Мы всегда должны помнить о героизме ликвидаторов, заботиться о членах семей погибших и передавать подрастающему поколению память о подвиге чернобыльцев.
Те дни ликвидаторы вспоминают скупо: рыжий лес на подъезде к палаточному лагерю, неестественная тишина, страх… Затем – ежедневные выезды к месту аварии, уже отсутствие боязни, только постоянный контроль силы и степени излучения. Прохождение контрольной точки – получение максимальной дозы излучения в 25 рентген – и домой.
– Я был химиком-разведчиком, и именно поэтому был отправлен на ликвидацию последствий аварии, – рассказывает председатель общественной организации «Чернобыль» Александр Нестеров, – но благодаря именно этому я и выжил, так как не понаслышке знал о радиации и ее последствиях. В Чернобыле я занимался вывозом зараженной техники к могильникам. Всего осуществил 21 выезд.
Алексей Шевцов в 1986 году служил в армии и был отправлен на ликвидацию последствий аварии, когда жители уже были эвакуированы. В районе трагедии пробыли недолго, сделав все необходимые замеры. Однако с радиацией Алексею Владимировичу пришлось столкнуться еще.
– То, что мы видели в зоне отчуждения, очень сложно передать словами, – рассказывает Шевцов, – и вспоминать о тех событиях не хочется. Об этих страшных днях за прошедшие с момента трагедии тридцать лет уже многое сказано, все знают о двух десятках погибших пожарных, которые самыми первыми приехали на место аварии и умерли от лучевой болезни в течение двух недель. Уходили ликвидаторы и в последующие годы. Мы провели там совсем немного времени, но в дальнейшем я принимал участие в ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне. Разумеется, бесследно для здоровья все это не прошло. Приятно, что о чернобыльцах помнят, и пусть мы так и не заслужили государственных наград, но нагрудный знак – пусть и небольшое, но все же «спасибо» ликвидаторам этой страшной аварии.
Многие из новотроицких ликвидаторов бывали в Тоцке. Но, как отмечают сами чернобыльцы, в нашей области испытывали действие радиации, а в Чернобыле они столкнулись с ее последствиями. На тот момент подобный опыт был только у Японии, и никто досконально не знал, какое лечение необходимо ликвидаторам.
– К сожалению, по возвращении домой нас ожидала борьба за свои права и льготы, – рассказывает один из ликвидаторов аварии Александр Новиков, – все пришлось доказывать через суды. Сейчас все это позади, однако остались проблемы с обеспечением медикаментами, да и в стационар на лечение трудно попасть – приходится ждать очередь месяцами, а ведь у многих из нас заболевания легочной системы.
В этот же день в Петропавловском храме Новотроицка прошла панихида по ушедшим из жизни участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Марина МУРОМЦЕВА.
Фото Кирилла КЛЕМЕНТОВА.