В канун 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Новотроицке торжественно встретили ретропоезд. Уже в восьмой раз в канун 9 Мая поезд памяти, состоящий из нескольких вагонов во главе с паровозом 40-х годов, отправился по маршруту Орск – Кувандык – Орск. Его пассажиры – ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла и ветераны-железнодорожники. В пути следования для них было организовано питание, на всех станциях пассажиров ретропоезда приветствовали жители населенных пунктов и работники станций.
Стоит отметить, что впереди состава был не современный локомотив, а паровоз. Точно такие же паровозы увозили в 1941 году солдат на фронт, а в победном 1945 году – возвращали домой. Для того, чтобы совершить поездку по сегодняшнему маршруту, понадобилось больше 20 тонн угля и почти столько же воды. Подобный тип паровозов уже давно не используется на железной дороге, ретропоезд выезжает в рейс по особо торжественным случаям.
Первой остановкой ретропоезда был Новотроицк. Прибывший под пронзительные гудки паровоза состав встречали глава города Юрий Араскин, представители общественных и ветеранских организаций, творческие коллективы. На импровизированной концертной площадке, разместившейся прямо на перроне, звучали песни военных лет, играл баян, а малыши-детсадовцы встречали фронтовиков цветами. Здесь же ветеранов угощали солдатской кашей.
В этом году пассажиром ретропоезда стал новотройчанин Тимофей Григорьевич Рудюк, воевавший в составе 2-го Белорусского фронта под командованием Константина Рокоссовского. Боец был заряжающим на самоходной установке – СУ-85. Награжден медалями «За победу над Германией», «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За боевые заслуги».
– Из военных воспоминаний самые теплые – о боевых товарищах, на фронте – это твоя семья, – говорит Тимофей Григорьевич. – А командир – родной отец. Вспоминая о войне, я не раз убеждался: победа нашему народу далась нелегко, но, учитывая стойкость его духа, была неизбежной. И я горд тем, что внес в общее дело свою посильную лепту.
В тылу ковали победу новотройчане Николай Гончаров, Мария Максименко и Тамара Семенкова. Николай Григорьевич, будучи в годы войны еще мальчишкой, трудился на обу-
вной фабрике, Мария Федоровна работала в колхозе, а Тамара Григорьевна всю жизнь посвятила железной дороге.
– Такие паровозы были во главе составов всю войну, – поделились ветераны, – и сейчас мы как будто перенеслись в сороковые годы. Это и радостно, и печально одновременно. Правда, вагоны тогда были, разумеется, не такими удобными и комфортабельными.
Фронтовики отметили, что этот праздник, подаренный руководством железной дороги, они запомнят надолго. Но главные торжества для них еще впереди – все они с нетерпением ждут 9 мая.
Марина МУРОМЦЕВА.
Фото Кирилла КЛЕМЕНТОВА.