Год назад актриса Орского драмтеатра Надежда Цепелева руководила народным театром Дворца культуры металлургов в Новотроицке и к 70-летию Великой Победы поставила здесь спектакль, в основу которого было положено произведение белорусской писательницы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».
Сказать, что эта работа никого не оставила равнодушным – не сказать ничего. Слишком глубоко она тронула и зрителей, и исполнительниц ролей – Татьяну Геранину, Юлию Мельник, Татьяну Кангину, Наталью Ломакину, Елену Неверову. Не удивительно, что теперь, в канун празднования годовщины Победы, в театре решили вернуться к уже знакомой постановке.
– Такое решение пришло не вдруг, – говорит нынешний руководитель народного театра Татьяна Геранина. – Год назад мы не просто очень много работали над этим спектаклем, но и много пережили и прочувствовали с ним. А показали только один раз. Да, это тяжелая вещь – и для исполнения, и для восприятия, потому что все через боль. Но спектакль остался в наших душах, и нам очень хотелось выйти с ним к зрителю еще раз.
Мы побывали на одной из репетиций и... неожиданно повстречались с Надеждой Цепелевой, приехавшей из соседнего города специально, чтобы творчески поддержать коллектив.
– Это небольшой спектакль, он длится всего пятьдесят минут, и особенность его в том, что все происходящее действие в нем – внутреннее, – рассказывает Надежда. – Практически никакого реквизита, только чемоданы, с которыми героини появляются на сцене и которые постоянно во что-то превращаются. Самое главное – это пять женских историй, которые звучат монологами, как исповеди. В спектакле и участвуют всего пять исполнительниц. Их героини – бывшие фронтовички, заново все переживая, рассказывают о своем военном и послевоенном прошлом. «У войны не женское лицо» – художественно-документальная книга, Светлана Алексиевич написала ее на основе многих и многих интервью, которые провела с участницами войны,
объездив ради этого весь Советский Союз. Спектакль — лишь малая часть этого произведения, но мы очень много работали над ним год назад, а теперь театр вернулся к этой работе, и я посчитала необходимым просто лично для себя тоже снова прикоснуться к ней. Отношение к Великой Отечественной
войне заложено в нас, наверное, на генном уровне, я не являюсь исключением. Эта тема мне близка, она вызывает глубокие переживания – одновременно и скорбь, и светлые чувства, связанные с гордостью.
Работа в этом спектакле не из легких, признаются артистки, занятые в нем. Уж очень много переживаний приходится пропустить через себя и донести до зрителя.
– Мы сами плакали, когда репетировали в первый раз, а потом слышали из зала такой же отклик – люди не могли сдержать слез, – рассказывает исполнительница одной из ролей Елена Неверова. – Теперь, вернувшись к спектаклю, мы снова испытываем те же чувства. Играть его, действительно, непросто, и от зрителя он тоже требует немалых душевных сил.
– Я считаю книгу Светланы Алексиевич бесценной, потому что в ней отражены реальные истории о том, что чувствовали и как выживали женщины сначала в невероятно тяжелых условиях на войне, а потом – в мирной жизни, где отношение к ним оказалось совсем не таким, как к фронтовикам-мужчинам, – говорит артистка народного театра Наталья Ломакина. – Спектакль эмоционально насыщенный и очень сложный, настолько правдиво и неприкрыто, без ура-патриотизма, через обычные житейские ситуации рассказано в этих историях о войне и не только о ней.
Представление состоится на сцене Дворца культуры металлургов 6 мая, начало в 18 часов 30 минут. Прийти на спектакль может каждый, для кого память о войне – это память о нашей общей истории и о людях, на долю которых выпало такое тяжелейшее испытание.
Анна Симонова.