Гвардеец труда. Новотроицк

Когда не остается выбора

Когда не остается выбора
– Нам нелегко далось это решение. Мы понимаем, что молоко – социально значимый продукт и повышение его цены ударит по наименее защищенным слоям населения. Потому и тянули с этим до последнего. Но рост цен на энергоносители и ГСМ, сырье и перевозки – да практически на всё – не оставляет нам выбора. На рабочем столе у директора Новотроицкого молокозавода Александра Григорьева лежит пачка писем от партнеров-поставщиков: они уведомляют его об очередном повышении цен на свою продукцию. Начался этот процесс не сегодня. Цены нарастают как снежный ком. Например, закупочная цена на молоко за прошлый год выросла на 40 процентов. Особенно резкий скачок произошел нынешней зимой. Сельчан можно понять. После засушливого лета им приходится завозить корма издалека, и, естественно, с ростом транспортных расходов выросла себестоимость молока – до 17-18 рублей за 1 литр. Держать закупочную цену на прежнем уровне – это для сельхозпроизводителя означало бы разорение, или, как минимум, вынудило бы сокращать молочное стадо. По переработчикам больно ударило и ставшее уже традиционным новогоднее повышение тарифов на газ и электроэнергию. С 1 января поднялись цены на ГСМ. – Для молокозавода приобретение горюче-смазочных материалов – одна из наиболее значительных расходных статей, – поясняет Александр Сергеевич. – Самые ближние наши поставщики – хозяйства Адамовского района. Чтобы доставить оттуда молоко, автомобиль должен пройти не менее 360 километров. Большую же часть молока мы закупаем в хозяйствах Башкирии и Беляевского района Оренбуржья. Здесь автопробег составляет 550-600 километров.  Поскольку мы завозим молоко собственным транспорто м, расходы на топливо, автозапчасти и ремонт добавляют к закупочной цене литра молока еще 2-3 рубля – до 20 рублей.  Затраты на готовую продукцию  1 литра  молока составляют: – молоко (сырье)  -- 17 руб. – транспортные расходы -- 3 руб. – упаковка – 0,8 руб. – зарплата и соцстрах – 3,00 руб. – общепроизводственные (ремонт и содержание ОС, производственный контроль, охрана труда) – 2,10 руб. Итого себестоимость – 25 руб.  90 коп.   НДС – 10%. Итоговая отпускная цена для покупателя сложилась   27 руб. 20 коп. Прежде чем вывести окончательную цифру – отпускную цену каждого вида продукции, экономисты завода десятки раз просчитали все расходы, учли все повышения цен. Не только на энергоносители, сырье и ГСМ. Так, компания «Алькор» сообщила об очередном увеличении цены упаковки – с 1 января на 7%, с 20 января – еще на 15%. Это вдобавок к тем 10%, на которые выросла цена упаковки с 1 августа прошлого года. Фирма «Авто-трейдинг» подняла стоимость доставки расходных материалов на 20%. Наполнители от компании «Зеленый город» подорожали на 20%, на столько же стала дороже гофротара. Я понимаю желание Александра Сергеевича донести все эти цифры до потребителя. Идущие в экономике процессы его самого загоняют в угол. Чтобы предприятие нормально работало, рентабельность производства должна составлять по крайней мере 15 процентов. Сегодня ее удается удерживать на уровне 8-10 процентов. Прежде чем принять решение о повышении цен, на заводе стараются максимально задействовать внутренние резервы сокращения расходов. Это использование энергосберегающих технологий, что на 15 процентов снижает потребление газа и на 20 процентов – электропотребление.  Это и увеличение объемов производства – за 2010 год оно выросло почти в два раза, что дает снижение стоимости расходов на переработку единицы продукции. Но,  с другой стороны, оно дает и увеличение транспортных расходов. Одно дело – доставить на завод сырье, а потом развезти по торговым точкам 350 тонн продукции в месяц, и совсем другое – 700 тонн,  как нынче. Здесь уже совсем другие цифры. Некоторые производители, чтобы не отпугнуть покупателя более высокой ценой и сохранить рентабельность на достаточном уровне, идут на хитрости, в том числе на снижение качества продукции за счет использования различных добавок, сухого молока и т.д. Для Новотроицкого молокозавода это неприемлемо, поскольку высокое качество  для него – вопрос принципиальный. Покупатель должен получить свежее натуральное молоко, сметану и кисломолочную продукцию, изготовленные в соответствии с требованиями ГОСТа. Иные варианты даже не обсуждаются. В прошлом году Оренбургская торгово-промышленная палата предложила Новотроицкому молокозаводу получить товарный знак качества и маркировать им свою продукцию: ее качество и уровень организации производства позволяли это. Ничего не скажешь, очень заманчивое предложение, оно тешит амбиции, работает на репутацию завода. Но получение его требует финансовых затрат, что никак не встраивается в принятую на заводе концепцию всемерной экономии. Получение знака качества здесь относят к числу тех вещей, без которых можно обойтись. Зато не экономят на другом. Например, на своевременной доставке продукции потребителям. Её получают бюджетные организации – детские сады, школы и больницы  Новотроицка и Орска, оренбургские газовики: Новотроицкий молокозавод выиграл тендеры на эти поставки. Продукцию новотроицких молокопереработчиков предлагают магазины не только нашего города, но и Орска, Гая, Светлого, Ясного, Домбаровки. Заключены договоры с сетью магазинов «Магнит» и «Ринг». Доставку продукции в десятки торговых точек завод обеспечивает собственным транспортом. – Мы не выпускаем молоко, которое может храниться месяц и  более, – говорит главный технолог Руфина Жанасова. – Наше молоко натуральное, живое, без всяких консервантов. И для нас принципиально, чтобы покупатель мог приобрести продукцию, на упаковке которой стоит сегодняшняя дата. Автомобили, которые развозят молоко по точкам, оборудованы холодильными установками «тепло-холод», чтобы оно не перемерзало зимой и сохраняло оптимальную температуру летом. Мы проводим мониторинг хранения молочных продуктов в магазинах, чтобы наши усилия не сводились на нет безответственностью продавцов. Все это позволяет заводу сохранять конкурентоспособность. Вопрос о том, на сколько Новотроицким молокозаводом были подняты цены с 20 января 2011 года, я приберегла к концу. Назову лишь три позиции. Отпускная цена молока 3,2-процентной жирности с 25 руб. 50 коп. поднялась до 27 руб. 20 коп., кефира 0,5 л – с 17 руб. 50 коп. до 19 руб., сметаны 15-процентной – с 37 руб. 80 коп. до 40 руб. 50 коп. В той цене, которая указана в магазинах на ценниках, все, что сверх этой цены, – торговая надбавка. Светлана КРАВЦОВА.