Гвардеец труда. Новотроицк

Мастер наивного искусства

Мастер наивного искусства
Вчера в Москве, в Государственном музее А.С.Пушкина Оренбургский областной музей изобразительных искусств представил выставку «Наивные художники Оренбургского края». Экспозиция включает 118 работ тридцати авторов, признанных классиков этого направления искусства. Среди них и наш земляк, член АИАП ЮНЕСКО Анатолий Кашигин. Удивительна судьба этого человека, как удивительно и его искусство. Эх, война-злодейка, что же ты натворила? Анатолий Петрович страшное зрелище войны видел –  умом ребёнка не мог понять. Почему  испуганы лица людей, отчего многие плачут? Куда все бегут, кого ищут? В Гомеле, родине новотроицкого художника, шла спешная эвакуация женщин и детей на восток. Мальчонка ехал с детдомовской детворой:  незадолго до  вторжения в нашу страну вражьей силы не стало матери. Впоследствии он узнает, что эшелон бомбили фашистские стервятники. Одна бомба угодила в  состав. Испуганную детвору собирали вблизи железнодорожного пути, затем пересаживали в другой состав и везли дальше. Наконец-то добрались до Орска. Началась детдомовская жизнь. Кто знает, на какую дорогу вывела бы она будущего художника?! Фортуна, богиня счастья и удачи, вспомнила о мальчонке и своей волшебной силой направила к нему, по словам Анатолия Петровича, Марью Михайловну Кашигину, человека  удивительной красоты. Много страданий выпало на долю этой женщины. Уже подростком её воспитанник узнал, что она  родом из казачьего рода, была убеждённой большевичкой, сражалась пулемётчицей в Чапаевской дивизии. Художник не исключает, что Марья Михайловна  могла стать прообразом Анки в романе Фурманова «Чапаев». Это была личность, которая стойко пережила не только смерть мужа, но и четверых детей, сама чудом победила сыпной тиф. Марья Михайловна смогла получить педагогическое образование. Судьба отважную женщину забросила в Орск. Работала в исполнительной власти. При посещении детдома обратила внимание на мальчишку, который светлыми глазёнками словно просил забрать его отсюда. Сердце женщины сжалилось. Разговор с  руководством детдома был коротким: «Этого пацана я усыновлю!». Сказано – сделано! И Анатолий Петрович стал носить казачью фамилию. Он любил слушать рассказы приёмной матери об  удали людей этого сословия, необыкновенном свободолюбии. Воспитание не прошло бесследно. В 90-е годы, когда будет образовано Оренбургское казачье общество, Анатолий Петрович окажется в его первых рядах. Тема казачества в творчестве нашего земляка также станет одной из ведущих. Особенно показательна в этом отношении картина «Казак», которая вызвала  бурю восторга у зрителей. Не предполагала тогда Марья Михайловна, что усыновила мальчишку с большим талантом, творчество которого станет почитаемым широким кругом любителей живописи, а искусствоведы будут изучать и исследовать феномен стиля его художественных полотен. Работы А.Кашигина находятся  в музеях страны. Наибольшее количество – в Новотроицком музейно-выставочном комплексе. Немало его творений  в частных коллекциях любителей живописи –  как на родине, так и за рубежом. Марью Михайловну Толик воссоздаст в портрете «Мать», с которым он никогда не расстанется –  даже в том случае, если за него кто-то предложит фантастический куш. «Это было бы с моей стороны предательством. Что может быть страшнее для сына?» – сказал художник. … В 50-е годы Марье Михайловне власть поручила в пос. Жанаталап открыть школу. Туда и переехала она с сыном. Здесь усадила его за парту, приобщила к сельскому образу жизни. Во дворе, пусть маленькое, но появилось хозяйство. Красота сельской природы и быта покорила сердце ребёнка. Впоследствии всё это найдёт отражение в  полотнах. Появятся пейзажи, озарённые радужным светом, натюрморты, сюжетные картины, как, например, «Смена пришла», которая зовёт зрителя  в круг людей, занятых выращиванием хлеба насущного. Наверное, свыше предначертано людям с художественным талантом идти сложной дорогой по жизни. Только тогда в творчестве не будет фальши, проповеди сомнительных ценностей. Анатолий Петрович после школы закончил ремесленное училище № 15 в Орске. Учился на тракториста в Алимбетовском профтехучилище. Но больше ему приглянулась работа огнеборца. – Служба не для робкого десятка, а для людей мужественных, самоотверженных, –  отозвался он о ней. Анатолий Петрович посвятит не одно полотно людям героической профессии. В картинах «Пожарный», «Минуты решают всё», «Тревога» и многих других он показал, что за люди, сражающиеся с огнём, за что их нужно уважать и ценить. Уже в первый год службы на лестничной площадке пожарной части в Орске художник нарисовал огнеборца. На картину обратил внимание Александр Кустов, который  возглавлял пожарное подразделение в Новотроицке, поинтересовался, чьих рук работа. Когда узнал, пригласил в свою команду. Пожарному делу в нашем городе Анатолий Петрович отдал 15 лет, вплоть до ухода на заслуженный отдых. Марья Михайловна была педагогом по призванию. Когда приёмный сын подрос, помогла ему найти родных. Анатолий Петрович встретился с сестрёнками Пашей, Таней, Аней, Валей в Белоруссии. Родной отец к этому времени завёл другую семью. Анатолий Петрович не пожелал перебираться к родным сёстрам, а остался жить с приёмной матерью. Вскоре  женился, но брак распался. Ни жене, ни тёще  не дано было понять, что рядом с ними не заурядный человек, а художник, чьё имя  будет вписано в историю мировой живописи. К его работам относились пренебрежительно. Что ж, такова судьба многих талантливых людей, если заглянуть в их биографии. Потому и прожили в гордом одиночестве. Не минула сия чаша и художника Кашигина.  На Парнас через тернии Как рождается настоящее искусство? Чтобы получить ответ на этот вопрос, наверное, надо побывать и в творческой мастерской художника. Удивился, когда узнал, что таковой у Анатолия Петровича нет, что его однокомнатная квартира служит ему одновременно и жильём, и мастерской. Поднимаюсь на нужный этаж. Номер квартиры искать не надо – дверь с раскрашенным пингвином  укажет, что за ней живёт художник. Мольберт, кисти, краски... Кроме кровати и телевизора старого пошиба, – никакой мебели.  Из картин, наверное, не наберётся и десятка. Зато стены увешаны бесчисленным количеством удостоверений, дипломов, сертификатов, других наград, которые лучше слов говорят, каким сложным было восхождение мастера на Парнас. С 1963 года Анатолий Петрович – дипломант многочисленных областных, региональных, всероссийских и зарубежных выставок. В том же году  поступил в заочный университет культуры им. Н.Крупской, который окончил с отличием. По окончании учёбы преподаватель Айзман своих лучших учеников в знак особой симпатии к ним пригласит к себе домой, среди них будет и выпускник университета А.Кашигин. С 1995 года Анатолий Петрович – член Союза художников России. – Заслужить такой чести не так-то просто, –  говорит художник. – Для этого необходимо, чтобы имя живописца было на устах не только посетителей выставок, но и маститых искусствоведов... А ещё, подумал я, чтобы  о нём были написаны такие слова, которые прочитал в книге Лидии Медведевой «Мир, росою умытый» о творчестве оренбургских  мастеров живописи. «В картинах нашего земляка, – утверждает автор, – гармония теплоты, добра, света. Моральные и нравственные устои под всполохом художественных страстей мастера становятся непобедимыми». Сертификат Союза художников России  указывает на то, что А.Кашигину Рейтинговым центром присвоена высшая категория 4А. До этого прошёл все предшествующие. В настоящее время он член Международной ассоциации изобразительных искусств – ЮНЕСКО. Не обойден художник и другими почестями. ЦК КПРФ наградил его памятной медалью «50 лет космонавтике». Бережно хранит художник и бронзовую медаль ВДНХ «За достигнутые успехи в развитии  народного хозяйства СССР». Что вполне понятно. Не только живописными произведениями воспел он крестьянский труд, но и сам участвовал в уборке урожая, в других работах на селе. Есть награды Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Казачье общество отметило  его не одной медалью за активное участие в этой общественной организации. …Несмотря на возраст, художник с мировой известностью продолжает творить. В настоящее время на его мольберте заготовка для будущей живописной работы, у которой уже есть название – «Подсолнухи». – Почему решили их нарисовать? – обращаюсь к художнику. – Согласитесь, они не только красивы, душисты, но и величавы. К тому же от нашего небесного светила не отворачиваются, а следуют за его движением, и тем счастливы. Задумаешься, людям ведь тоже надо устремлять свой взгляд и помыслы к свету! Хорошо сказал Мастер! Николай Новиков.