В марте этого года председатель Центрального совета ДОСААФ России Александр Колмаков посетил Новотроицкую детско-юношескую спортивно-техническую школу регионального отделения ДОСААФ России Оренбургской области по автоспорту. Слушал председатель рассказ директора школы Владимира Горазеева не только о делах сегодняшних, но и давно минувших дней.
А.Колмаков поинтересовался у Владимира Александровича, есть ли у него какие-то награды. Оказалось, их немало. Почётный знак «За развитие физкультуры и спорта», медаль «Первого трижды Героя Советского Союза А.И.Покрышкина», орден «За заслуги» 3-ей степени, а ещё почётные грамоты за вклад в развитие технических видов спорта, за подготовку талантливой молодёжи…
Председатель ЦС ДОСААФ России, находясь под впечатлением от увиденного в школе, тут же поручил председателю областного отделения ДОСААФ Дмитрию Касымовичу Саидову подготовить документы для награждения В.Горазеева орденом «За заслуги» 1-ой степени.
Увлечённость
Высокая оценка генерала растревожила сердце директора школы. Нахлынули воспоминания, которые остались за скобками во время встречи.
Наша страна, как никакая другая, богата на одарённых людей – создавай только для них условия. В этом Владимир Александрович убедился, когда в его школу начали приходить ребята.
– Глаза горят, руки чешутся всё потрогать, вопросы, как из рога изобилия… Глядя на них, думаешь: откуда только в них творческая смекалка, стремление своими руками творить? К тому же техническое творчество у ребят в единой связке со спортом…
Что верно, то верно! Владимир Александрович – один из тех, кого природа наделила немалыми способностями. На сына благотворно влиял отец А.Горазеев. Александр Иванович, электрик по специальности, объехал с семьёй многие города. В 1950 году оказался востребованным в энергослужбе ОХМК. Всячески поощрял склонности сына к техническим видам деятельности. Увлёк чтением технической литературы, покупал, как теперь говорят, развивающие игрушки. В 9 классе Володя пришёл в авиамодельный кружок Дома пионеров. Руководителем был фронтовик Василий Иванович Варганов.
– Удивительный был человек, – вспоминает сегодня своего наставника Владимир Александрович. – Это была личность, к тому же с золотыми руками. Участник танковых сражений, добрейшая душа, человек, фанатично влюблённый в технику…
Не трудно догадаться, Володя был у педагога в числе не только смышлёных, но и активных учеников. Не редко пропускал занятия в школе, чтобы оказаться в Доме пионеров, который находился рядом. Когда команда выехала на областные соревнования, Володя не сразу заявил о себе. Зато был призёром в классе моделей «воздушный бой». Каких только моделей не сотворил он своими руками под руководством В.Варганова!
– Сегодня многие говорят: образование должно быть в приоритете, если мы хотим, чтобы страна была в числе преуспевающих. Система дополнительного образования в этом деле играет далеко не последнюю роль, – говорит директор школы. – Многолетний опыт работы с детьми сполна убедил меня в этом.
… В 1966 году Володя Горазеев закончил учёбу в общеобразовательной школе № 1. Любовь к девушке, которая заканчивала школу годом позже, была причиной не поступать в вуз после выпускных экзаменов. Влюблённая пара решила не расставаться, а учиться в одном учебном заведении и на одном факультете. Поэтому с осени 1966 года по весну 1967 года работал физиком-лаборантом в лаборатории физических методов исследования на ОХМК. В это время не прерывал связей с Василием Ивановичем – вместе строили микролитражный автомобиль. Не терял связей он и в студенческие годы с друзьями по авиамодельному спорту. Летом 70-го года в роли судьи в составе орской команды приехал на областные соревнования, во время которых на стадионе машзавода и увидел карты.
– Не думал, что отныне от них не будет мне покоя, – признаётся Владимир Александрович.
После окончания учёбы выпускники вуза приехали в родной город. ОХМК в эти годы задавал тон в металлургической отрасли страны.
Владимир Александрович устроился работать в ЦЛАМ ОХМК. Жена Любовь Николаевна устроилась по специальности в УЖДТ комбината. Она с детства мечтала стать педагогом. Преподавала электротехнику и спецтехнологию. Работала методистом, завучем в ПТУ-22. Словом, была очень довольна своим выбором, что вполне понятно. Как один из лучших методистов, делилась опытом не только с коллегами в родном городе, но и за его пределами.
Главное – начать!
А Владимира Александровича всё чаще навещали думы о том, как в Новотроицке организовать спортивно-техническую секцию.
– Масла в огонь душевных раздумий подлила книга М.Ерецкого «Автомобиль-карт в школе» с теоретическими и практическими выкладками, – продолжил разговор Владимир Александрович. – Она в конечном итоге и заставила действовать. Встал вопрос: с чего начать новое дело?
Пошёл молодой инженер в горком партии на приём ко второму секретарю Александру Викторовичу Суздалеву. Изложил суть. Руководитель сразу же ухватился за идею. Если за дело берётся доброволец, значит что-то должно получиться, толк будет. «Волга» второго секретаря доставила Владимира Александровича в ПУ-5 к директору Ивану Григорьевичу Бордюгу. И колесо завертелось.
В феврале 1974 года переводом В.Горазеева приняли в учебное заведение на должность мастера производственного обучения, а через год он стал преподавателем спецтехнологии водителей автомобиля и автокрана.
На базе училища были собраны первые три карта. В следующем году на первомайские праздники состоялся первый выезд. У горожан он вызвал немалое удивление и в тоже время восхищение. Начались тренировки. Первые соревнования состоялись на Парковой площади с участием орских картингистов. Конечно, победа была за ними, поскольку этот вид спорта у соседей культивировался уже не один год. Но дорогу осилит лишь тот, кто идёт до конца, и тогда, когда есть надёжные помощники.
– Директор ОХМК В.Г.Некрасов сразу же вызвался оказать нам необходимую поддержку и помощь, – рассказывает Владимир Александрович. – Показываю план картодрома, а Виктор Григорьевич с вопросом: «Александр Иванович – не твой ли отец?». «Так точно!», – отвечаю. «Ну тогда поможем». Сказал так, потому как ценил работу отца. Впрочем, я уверен, что и без этого он помог бы, так как тоже был не равнодушен к спорту, тем более к техническому.
В 1984 году мы ввели в эксплуатацию трассу картодрома. Неоценимую помощь оказал Анатолий Афанасьев – один из руководителей комбината, фанат новотроицкого спорта. Анатолий Павлович содействовал в разработке проекта. Строительство приходилось курировать от начала и до конца с председателем ГК ДОСААФ А.Свечниковым. В результате общих усилий и родилась в нашем городе профессиональная трасса картодрома.
…Пришёл час, когда рамки кружка любителей картинга стали не устраивать. Что-то солидное должно было родиться на его базе. Инициативу организации ДЮСТШ ДОСААФ по автоспорту в Новотроицке подал ученик Владимира Александровича Д.Худяков. Претворить идею выпало на долю В.Горазеева. На должность директора школы переводом из ПУ-5 назначили Владимира Александровича, завучем – Т.А.Калинину.
– Торжественного открытия школы не было, – вспоминает руководитель. – Первые оперативки проходили во время пешей ходьбы по улице Советской – своего помещения у нас ещё не было...
Немало воды утекло с той поры. Отдельного разговора заслуживают ученики В.Горазеева, которые не единожды побеждали в соревнованиях картингистов самого разного уровня. Совсем свежий пример. В марте этого года воспитанник школы Дмитрий Хрыкин стал лауреатом премии правительства области, как представитель талантливой молодёжи Оренбуржья.
Все воспитанники хранят добрую память о том, что дала им школа. Николаю Гладкову довелось быть водителем у генерала Батицкого. Олег Большаков преуспевал в автоспорте, затем связал свою жизнь со школой, до ухода из жизни работал старшим тренером-преподавателем. Сергей Шкодин открыл мастерскую по ремонту автомобилей. Ребята ведь не только «гоняют» на машинах во время тренировок и соревнований. Сами занимаются их ремонтом и техническим обслуживанием. Взрослым картингистам прошлых выпусков под силу было точить кольца, поршни, вытачивать на станках нужные детали. Немало добрых слов сказал руководитель и о других своих учениках – Сергее Харченко, Иване Барышникове, Ирине и Юрии Серовых, Ване Прохорове, которого, кстати, папа привёл в четырёхлетнем возрасте.
– Чёрные годы перестройки заметно подорвали наши силы и возможности, – сетует директор школы. – В настоящее время 35 человек занимаются важным для обороны страны видом спорта. Ребят, желающих заниматься картингом, намного больше. Новые карты нынче завозятся из-за рубежа. Вся надежда на «Уральскую Сталь». Руководители градообразующего предприятия развитию спорта оказывают серьёзную финансовую поддержку. Наши проблемы всем хорошо известны. Есть надежда, что к ним не только прислушаются, но и помогут на деле решить.
...Тут, как говорится в подобных случаях, ни прибавить, ни убавить. Нельзя допустить, чтобы дорожка картодрома с такими богатыми достижениями в техническом виде спорта в нашем городе пришла в запустение.
Николай Новиков.