Гвардеец труда. Новотроицк

О бюджетном процессе и социальной ответственности

О бюджетном процессе и социальной ответственности
Тема сегодняшней нашей встречи возникла не случайно, не случаен и выбор собеседника – заместитель главы города по финансово-экономической политике Бактилы Тогжановна Китибаева. В нашем бытовом понимании она управляет денежными потоками в муниципальном образовании, в значительной степени влияет на формирование и расходование городского бюджета, от нее зависит, куда и сколько направить средств. Но это очень примитивный подход к проблеме. Как же на самом деле обстоят дела? Давайте разберемся. – Бактилы Тогжановна, уже стало аксиомой: денег в бюджете хронически не хватает. На ваш взгляд, ситуация с финансами везде одинаковая или Новотроицк – территория особенная? – Давайте для начала усвоим, что бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Четкая вертикаль власти задает одинаковые для всех «условия игры». Бюджеты разных уровней строятся по одним законам, поэтому ситуация в принципе везде одинаковая. – То есть бюджет, который мы имеем, объективен? – Вопросы бюджета очень сложные. Ведь бюджет верстается не ради бюджета. Задача муниципалитета – организовать бюджетный процесс таким образом, чтобы населению качественно оказывался максимальный перечень государственных и муниципальных услуг. В Законе 131-ФЗ «Основные принципы организации местного самоуправления на территории Российской Федерации» прописаны полномочия местных органов власти. Более того, вопросы муниципалитетом могут решаться только в рамках этих полномочий. Особенность бюджетов последних лет состоит в том, что они на 90 процентов расписаны по программам. Это значит, нельзя просто взять и потратить деньги на какие-то, возможно весьма важные, цели, то есть перераспределить утвержденные параметры бюджета. Бюджетное законодательство за последние 15 лет очень сильно изменилось, что наглядно прослеживается в вопросах формирования доходной части бюджетов, некоторые налоги вовсе отменены, иные – перестали быть источниками доходов муниципалитетов, по многим налогам нормативы зачислений в местные бюджеты пересмотрены в сторону уменьшения. Если раньше до 98 процентов налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оставалось в местном бюджете, то на сегодня – только 29 процентов (порядка 400 миллионов рублей). Более 70% НДФЛ уходит в областной бюджет. Рентабельные предприятия, кроме заработной платы, выплачивают своим акционерам и работникам дивиденды, и с них также уплачивается НДФЛ. Соотношение нормативов по НДФЛ: было 98%, стало 29% – в суммовых показателях это очень ощутимые деньги.  Хотя следует сказать и о том, что появились новые налоги, которые уплачиваются субъектами малого предпринимательства, например: налоги на совокупный доход, это такие налоги, как налог, взимаемый по упрощённой системе налогообложения (УСН), единый налог на вменённый доход (ЕНВД). – Какие налоги мы потеряли с 2000-х годов? – Раньше в местные бюджеты поступали: налог на благоустройство, налог на милицию, налог с продаж, транспортный налог, 50 процентов налога на имущество предприятий, налог на прибыль организаций. – Люди не понимают и задают вопрос: почему у нас на все всегда не хватает денег? – А ещё люди говорят: чаще ездите в правительство, добивайтесь, чтобы денег выделяли больше. Сегодня это не работает, потому что есть такие понятия: бюджетные полномочия, расходные обязательства, порядок формирования бюджета, есть программный бюджет – причём всё это регламентировано на всех уровнях бюджетов (федеральном, региональном и местном). Министерству финансов Оренбургской области тоже нелегко: надо не задушить муниципальные образования и в то же время выполнить те полномочия, которые закреплены за областью, выполнить обязательства, взятые перед федеральными органами власти. Муниципалитет участвует в государственных программах и получает по ним субсидии, исполняет государственные полномочия и получает на них субвенции, кроме того, на конкретные цели получает межбюджетные трансферты. – Бактилы Тогжановна, назовите, пожалуйста, основные источники доходной части бюджета 2016 года. – Есть собственные доходы, запланированные в бюджет: НДФЛ (410 млн. руб.), земельный налог (108 млн. руб.), налоги на совокупный доход (73 млн. руб.), государственная пошлина (12 млн. руб.), доходы от аренды земли (10 млн. руб.), от аренды иного имущества (5 млн. руб.), доходы от продажи имущества (8 млн. руб.), доходы в счет компенсации расходов бюджета (65 млн. руб.) и другие. В этом году у нас появились зачисления по акцизам, раньше их не было (8 млн. руб.).  А есть безвозмездные поступления – это 685 млн. руб., в виде субвенций, субсидий, межбюджетных трансфертов. Итого городской бюджет – 1 млрд. 400 миллионов рублей, где 715 миллионов рублей – собственные доходы, остальное – поступления из вышестоящего бюджета, которые строго предусмотрены на указанные цели и не допускают вольного расходования. – Вы назвали основные источники формирования доходной части. А есть ли еще резервы? – Да, они есть. Это налог на имущество физических лиц, земельный налог. Я бы хотела обратиться к неплательщикам этих налогов: прежде чем сетовать на то, что в городе не делается одно, другое, надо обратиться к себе, к собственной совести и честности: оформил ли в собственность имущество, которое числится всё ещё как «недострой», хотя дом фактически давно обжит и все коммуникации в эксплуатации? Уплатил ли я налоги? Получаю ли я «белую зарплату»? Бережно ли отношусь к общему и муниципальному имуществу? Помогаю ли я городу своим непосредственным участием? Еще один резерв – эффективное управление муниципальным имуществом. Имущество необходимо либо передавать в аренду, либо отдать под приватизацию. Один из дополнительных источников пополнения бюджета – это компенсация расходов бюджета, или, иными словами, «родительская плата за детские сады». У нас сегодня более 2 миллионов рублей невзысканной родительской платы – вот тоже резерв. Штрафы за нарушение правил торговли, правил благоустройства, за распитие алкогольных напитков на детских площадках и в общественных местах – тоже резервы, хоть и небольшие. Но ведь и река из ручейков складывается. Хороший источник – единый налог на совокупный доход. Здесь свою негативную лепту вносят предприниматели-неформалы, которые оказывают услуги без регистрации. Также у нас есть предприниматели, которые официально зарегистрированы в других территориях. – Кстати, тоже вопрос, часто задаваемый. – Да, предмет для разговора есть. Предприниматели регистрируются там, где им выгоднее. Но, чтобы принимать какие-то решения, надо знать обстоятельства дела. Мы сейчас изучаем этот вопрос. Возможно, надо пересмотреть ставки налога. – Что самое трудное при верстке бюджета? Какие статьи наиболее напряженные? – Практически все статьи напряженные, потому что средств не хватает (дефицит бюджета на 2016 год – 135 миллионов рублей), а полномочия исполнять надо. Наша главная задача – исполнение майских указов Президента РФ об обеспечении конкретных показателей заработной платы по отдельным категориям работников. В прошлом году средняя заработная плата учителей, к примеру, составила 25 018 рублей. На 2016 год задается планка 27 500 рублей, по дошкольному и дополнительному образованию – 21,0 и 20,0 тыс. рублей соответственно, по культуре –16,5 тыс. рублей. Показатели указаны, и мы обязаны их обеспечить. На эти цели необходимо изыскать ещё порядка 60 млн. рублей. – Чего ожидать от бюджета 2016 года в смысле его наполнения и исполнения? – Бюджет более напряженный, чем в 2015 году. Связано это с новыми вызовами в части исполнения целевых показателей заработной платы. Плюс к тому, если законодательно будет установлено повышение МРОТ до 7 500 рублей с 1 июля, как предусматривается проектом закона, то это ещё ляжет дополнительной нагрузкой на бюджет. Где взять деньги? Сейчас мобилизуем все поступления в бюджет, пусть даже самые небольшие доходы. Важно выстроить систему, которая позволит увеличить поступления по собственным доходам. Для этого надо провести большую работу по увеличению налогооблагаемой базы, повысить доходы от платных услуг, повысить собираемость налогов, арендной и родительской платы. Надеемся на экономию средств по итогам торгов при проведении муниципальных закупок. Реальный дефицит бюджета составляет не менее 200 млн. рублей. Надеемся, что удастся привлечь дополнительные кредиты из федерального и областного бюджетов, которые обеспечат источники погашения дефицита бюджета. Но кредиты – это полумеры. Беспокоит большая закредитованность бюджета. Оптимизация расходов бюджета – процесс неизбежный.  В заключение еще раз хочу сказать, что, каким бы сложным местный бюджет ни был, он тем не менее остается социально направленным и обеспечивает удовлетворение основных жизненных потребностей жителей муниципального образования. На достижение этих целей работают также мероприятия, осуществляемые в рамках Соглашения о социально-экономическом партнерстве, заключенного 5 марта 2011 года между муниципалитетом, правительством Оренбургской области и УК «Металлоинвест». Данный документ носит характер государственно-частного партнерства и отражает реальную помощь муниципалитету. За пять лет партнерства вклад УК «Металлоинвест» составил 1,5 млрд. рублей. Цифры говорят сами за себя. Большие надежды возлагаем на подписанное 26 января этого года соглашение между Фондом развития моногородов (ФРМ) и правительством области, которое должно реально сработать на экономику города. В перспективных планах – строительство инвесторами тепличного комплекса, производство и переработка сельхозпродукции. Защита перспективных проектов в ФРМ и присвоение Новотроицку статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) дадут нам возможность входить в федеральные государственные программы. Подготовила Антонина ОВСЯННИКОВА.