Или что мешает развитию машиностроения на востоке Оренбуржья
В последние годы развитие монотерриторий стало общероссийской задачей. С этой целью правительство и научно-исследовательские институты проводят мониторинг этих территорий, пытаются выработать концепции их дальнейшего экономического продвижения.
В нашем городе состоялось совещание на тему «Развитие перспективных инвестиционных проектов в сфере машиностроения на территории Оренбургской области в рамках концепции развития экономики Новотроицка как моногорода». Вел его кандидат экономических наук, руководитель проектов Александр Ялов, представлявший Национальный институт системных исследований проблем производства.
Круг участников совещания был не очень широк. Чисто машиностроительные предприятия были представлены ОРМЕТО – ЮУМЗ, Орским машиностроительным заводом, ОАО «Уралэлектро» из Медногорска, а также сетью магазинов «Ринг» и Гарантийным фондом поддержки предпринимательства Оренбургской области.
Организаторы мероприятия ставили перед собой цель -- выявить перспективы развития машиностроения, проблемы и пути их решения.
Можно ли на базе существующих машиностроительных предприятий осваивать новые виды продукции, отвечающие международным стандартам? Можно, но очень непросто. Как отметил главный инженер ОРМЕТО – ЮУМЗ Сергей Каманцев, реализация любого серьезного инвестпроекта требует больших капиталовложений. Получить же сегодня субсидию – дело очень длительное. «Мы все чаще сталкиваемся и с такой проблемой, как нехватка высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров, – сказал он. – Система профподготовки в ПТУ практически уничтожена, приходится обучать молодежь прямо в процессе производства. Инженеры приходят недоученными. А ведь чтобы создавать новые модели, работать на современном оборудовании и выпускать продукцию высокого качества, нужны соответствующие кадры».
Оренбургская область – сельскохозяйственный край. И, казалось бы, есть основания развивать сельхозмашиностроение. Но интереса к этой теме, по мнению того же С.Каманцева, у бизнеса нет.
Барьером в развитии машиностроительной отрасли является невысокий спрос на международном рынке, продолжила разговор директор по маркетингу «Уралэлектро» Ирина Дубская. Российские заводы предлагают качественный товар, но проигрывают по цене, особенно китайским производителям. В этом есть и объективные, и субъективные причины. «Высокие железнодорожные тарифы, отсутствие больших контейнеров просто сводят на нет все наши усилия увеличить сбыт своей продукции», – откровенно заявила И.Дубская.
Александр Ялов согласился с присутствующими в том, что западный инвестиционный рынок уже давно поделен, и потому машиностроителям активнее надо осваивать Восток. Здесь есть немало инвестиционных компаний, которые могли бы вкладывать средства в развитие российских предприятий. Более того, он пообещал содействие в налаживании связей с некоторыми из них.
На совещании разговор ограничился именно постановкой проблемы, самыми общими рекомендациями. Однако все участники информацию к размышлению все же получили.
Антонина ОВСЯННИКОВА.