На пороге нового учебного года начальник управления образования Новотроицка Ольга Недорезова встретилась с корреспондентом «Гвардейца труда» и рассказала о том, с чем подошли школы города к 1 сентября, и о ближайших планах учреждений образования.
– Ольга Павловна, сколько учеников в Новотроицке село за парты в новом учебном году и сколько у нас первоклассников?
– Следует отметить, что количество детей в городе с каждым годом увеличивается. Если 1 сентября 2014 года в школы пришли 8975 учеников, то через год их было уже 9090, и вот теперь, по предварительным данным, за парты сели 9390 детей. Что касается первоклассников, то много лет их у нас было до тысячи, а начиная с прошлого года тоже отмечается рост, и в этом году, по предварительным данным, у нас 1146 первоклассников. Возможно, эти цифры еще изменятся, поскольку обычно в течение первой недели происходит некоторое движение учащихся.
– Какие новшества ожидаются в новом учебном году?
– Самое главное новшество этого года – с первого сентября у нас стартуют федеральные государственные стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. И в прежние годы в наших школах обучались дети-инвалиды, но их было немного. В основном, дети с ограниченными возможностями здоровья обучались в специализированных учреждениях – интернатах, либо на дому. Начиная с 2012 года в Новотроицке появилась возможность обучения детей-колясочников в лицее №1. Были созданы условия не только для обучения, но и для вовлечения этих детей в общую учебно-воспитательную деятельность. Родители с одобрением относятся к этому обучению, дети привыкли и уже успешно проявляют свои творческие и другие способности.
В настоящее время политика государства нацелена на то, чтобы сделать доступными для детей-инвалидов все виды образовательных учреждений, в том числе и дошкольные, и учреждения дополнительного образования. Но если в школе мы говорим о том, что в этом году в первый класс могут прийти дети с ограниченными возможностями здоровья по желанию их родителей, мы начнем их обучать, и будут созданы образовательные программы для этих детей, то в дошкольных образовательных учреждениях этот процесс у нас только начинается. В течение года мы должны создать безбарьерную среду в пяти детских садах – №9, №10, №20, №21 и №31, установив там пандусы, обустроив входные группы и туалеты для маломобильных детей. Но в дошкольных учреждениях города уже было организовано обучение для детей с ограниченными возможностями в детском саду №11 (нарушение зрения), сейчас он входит в состав объе-диненного детского сада №18, а также в 36-м детском саду для детей с отклонениями в развитии, который теперь входит в состав 37-го сада. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в этих дошкольных учреждениях продолжается, и еще 36 детей-инвалидов посещают различные детские сады города. Поэтому можно сказать, что работа велась, но теперь она выходит на новый уровень, когда для каждого ребенка создается адаптированная образовательная программа, то есть выстраивается индивидуальный маршрут.
– Вместе с тем есть проблема, о которой говорится уже не один год, – отсутствие лифта в лицее, где уже учатся маломобильные дети. В этом году они переходят из начального звена в среднее, и встает вопрос, как им передвигаться по школе.
– Эта проблема решается. До 2030 года правительством поставлена задача оснастить все образовательные учреждения, создав безбарьерную среду. Что касается обустройства лифта в лицее №1, то в настоящее время разрабатывается техническая документация, чтобы подготовить проект.
Вместе с тем в прошлом году в рамках социально-экономического партнерства между правительством Оренбургской области, муниципалитетом и Компанией «Металлоинвест» были выделены средства на капитальный ремонт школы №15. И так как в этом здании уже создана безбарьерная среда, было принято решение оснастить его всем необходимым. Поэтому для школы в рамках той же программы социально-экономического партнерства выделены средства для обустройства лифта. Планируется, что к концу сентября лифт здесь будет установлен и учащиеся, которые в данное время занимаются на дому, получат возможность посещать эту школу. А что касается лифта в лицее №1, мы продолжим работу, надеемся, в следующем году он там появится.
– Еще одна проблема – кадры. Cредний возраст работающих педагогов достаточно высок, а приток молодых учителей недостаточен. Что делается для их привлечения?
– В образовательных учреждениях Новотроицка трудятся 1180 педагогических работников. Вроде бы много. Но более 21 процента педагогов школ уже пенсионного возраста и более 14 процентов – предпенсионного. Налицо старение педагогических кадров. К сожалению, уходят опытные педагоги. Хотелось бы надеяться, что на смену им придут молодые. Но набор студентов в педагогические вузы оставляет желать лучшего, а соответственно, и выпускники педвузов не всегда доезжают до нашего города. В прошлом году к нам приехали 14 молодых специалистов, но не все они задержались, некоторые в течение учебного года уволились по различным причинам. Чтобы привлечь молодые кадры, в прошлом году у нас работала программа по выплате подъемных в размере 25 тысяч рублей, также было разработано положение о частичной компенсации платы за съемное жилье. В прошлом году этой возможностью никто из молодых специалистов не воспользовался. А в этом году мы предлагаем нуждающимся в жилье место в общежитии.
Проблема кадров также связана и с тем, что у нас все больше появляется так называемых условных специалистов. Это педагоги, которые, например, ведут математику, а им предлагают вести еще и ОБЖ, если нет педагога по этому предмету. Некоторые учителя уже
обучены и получили право вести дополнительный предмет. Но есть и необученные. Как правило, это опытные специалисты, и с поставленной задачей они справляются. Тем не менее министерство образования ставит перед нами задачу, чтобы все условные специалисты получили необходимое образование. Поэтому наши педагоги посещают курсы. Всего у нас 504 человека обучились на различных курсах. Конечно, среди них есть и условные специалисты. Таким образом, проблема решается.
– Есть ли возможность всем новотроицким школьникам обучаться в первую смену и какой по продолжительности будет рабочая неделя в школах?
– Решение о пяти- или шестидневной неделе принимает образовательное учреждение. Все учащиеся первых классов должны обучаться по пятидневной рабочей неделе, кроме того, у них предполагается ступенчатый режим в соответствии с требованиями СанПиНа. А вот по 2-9 классам каждая школа принимает свое решение. Например, в лицее все учащиеся со второго по одиннадцатый классы будут учиться по 6-дневной неделе, а большинство школ все-таки приняли решение, по которому со 2-го по 8 классы – пятидневная неделя, а с 9 по 11-й – шестидневная.
В настоящее время в городе два образовательных учреждения, где дети обучаются во вторую смену. Это школы №16 и №17. Связано это с тем, что районы, где они находятся, густо населены семьями с детьми. Проблему второй смены можно решить двумя путями. Первый – если все дети, проживающие в других микрорайонах, будут
обучаться территориально в своих школах. Но мы только советуем родителям, убеждаем их, но заставить не можем. Поэтому идем другим путем: для того чтобы сократить количество классов, обучающихся во вторую смену, 17-я школа последние три года набирает только три первых класса, хотя могла бы набрать и четыре. А 16-я школа вместо пяти первых классов набирает четыре. Таким образом сокращается количество обучающихся. Тем не менее, по последним данным, 223 ребенка в 16-й школе и 139 в 17-й будут обучаться во вторую смену. Ликвидация второй смены должна завершиться до 2025 года, и, думаю, меры, которые мы предпринимаем, позволят организовать обучение во всех школах в одну смену.
Анна Симонова.