Уже 60 лет по улицам нашего города курсируют трамваи.
В середине 50-х годов прошлого века в быстро растущем и строящемся городе металлургов остро встал вопрос развития городского транспорта.
В будни людей на работу доставляли на машинах. Но в выходные добираться из одного района в другой было очень затруднительно.
В 1954 году исполнительный комитет депутатов трудящихся Ново-Троицка принял решение о развитии в городе электротранспорта – трамвая. Для строительства первой очереди в первом полугодии 1955 года было выделено 2 миллиона рублей. По плану трамвайные пути должны были связать западный район с центром города, в котором линия проходила бы по ул.Советской.
24 октября 1956 года исполком горсовета постановил: «Утвердить правила пользования трамваем в городе Ново-Троицке». Эти правила регламентировали порядок входа и выхода из трамвая, оплату проезда и провоза багажа, ответственность пассажиров.
5 ноября 1956 года на первый маршрут вышли 4 трамвайных вагона, сцепленные по два. Первый был моторным, второй – прицепным.
Сегодня эти правила кажутся нам наивными, немного смешными, но они ярко рисуют то время. В первый вагон право входа через переднюю дверь предоставлялось детям до семи лет в сопровождении взрослых, школьникам до
4-го класса, инвалидам с явными признаками болезни, беременным женщинам (при предъявлении справки из больницы), персональным пенсионерам – старым большевикам по специальным билетам. В прицепном вагоне вход через переднюю площадку разрешался только пассажирам с багажом и лыжами. На передней площадке моторного вагона во время движения имели право находиться не более двух работников трамвая.
Появление на улицах города новеньких, поблёскивающих свежей краской и мелодично позвякивающих трамваев стало настоящим праздником для горожан. С 5 по 7 ноября 1956 года проезд в трамвае был бесплатным. А вот с 8 ноября платить за проезд нужно было 30 копеек. Если при себе пассажир имел багаж, занимающий отдельное место, то стоимость проезда увеличивалась на один рубль. Предъявлять проездной билет необходимо было кондуктору при входе, а при выходе с передней площадки – водителю.
Правила пользования диктовали «Порядок проезда». Пассажирам было запрещено провозить громоздкий багаж (более 1 метра в длину и 50 см в ширину), курить и зажигать спички, провозить животных, загрязнять вагон, открывать и закрывать окна. Запрещалось входить в вагон, если кондуктор объявлял об отсутствии свободных мест.
У кондуктора были свои обязанности. Он должен был громко объявлять следующую остановку, при получении денег с пассажира называть сумму, по требованию пассажира называть свою фамилию.
Пассажиры трамвая несли ответственность за проезд и провоз багажа без билета. В обоих случаях нарушителю грозил штраф в размере 5 руб. За проезд на буферах и выступающих частях вагона также полагался штраф в размере 1 рубля. Если пассажир отказывался оплачивать его на месте, тот же штраф налагался начальником милиции в трехкратном размере!
Зажигание спичек, провоз воспламеняющих веществ, курение грозило наказанием в размере 100 рублей.
За порчу вагонов и оборудования был разработан прейскурант штрафов. Например, порча лобового стекла – 50 рублей, наружной двери – 45, поручня –12, кресла – 25, дверной ручки –15. В особых случаях дело передавалось в следственные органы для возбуждения уголовных дел.
Табличка, на которой были напечатаны Правила, была прикреплена на кабине водителя.
На архивном снимке: торжественный пуск первого трамвая.
Галина КОРНЕВА,
архивист городского архива.