Но стоимость завтраков и обедов некоторым семьям не по карману
Казалось бы, о школьном питании сказано все – о его значении, организации. И все же каждый новый учебный год непременно начинается с вопроса «почему?». Почему повысились цены, почему такое пресное меню, почему заставляют учеников сдавать на завтраки и обеды? В нынешнем году эти вопросы встали особенно остро. Автор этих строк, условно заняв позицию родителей, задает их ведущему специалисту городского управления образования Елене Жарко.
– Елена Владимировна, так почему же выросшая стоимость школьного питания стала для родителей неожиданностью?
–23 августа, перед первыми родительскими собраниями мы направили в школы информацию. Скорее всего, до сведения классных руководителей, родителей вовремя не довели информацию об особенностях согласованного с Роспотребнадзором меню, его преимуществах. Меню разработано отдельно для двух возрастных групп детей (с 7 лет до 12 и до 18 лет), в строгом соответствии с количественным составом блюд, их энергетической и пищевой ценностью, с обязательным содержанием витаминов «А», «В1», «В2», «С», «Е» и минеральных веществ «Са», «Fе», «Мg». Согласно требованиям СанПиНа норма выхода порции выросла. За счет этого увеличилась и стоимость питания. Для учащихся младших классов стоимость завтрака составила 37 рублей, обеда – 61 рубль, для старшеклассников 70 и 82 рубля соответственно (без вычета дотации).
Некоторые родители начали отказываться от горячего питания. Но делать этого нельзя категорически. Ребенок находится в школе 6-8 часов, и поддерживать растущий организм необходимо.
– Но выход все-таки был найден?
– В первые недели учебного года мы попросили родителей посмотреть, как питаются школьники, и высказать свое мнение. Порции действительно оказались большие. На собраниях родители приняли коллективные решения сократить выход порций и взять меню с меньшей стоимостью – 37 и 61 рубль, хотя некоторые школы были готовы и на более дорогое меню, как это уже второй год делает Оренбург.
Что интересно: важность школьного питания понимают сами учащиеся. Мы провели среди них анкетирование, и подавляющее большинство ребят ответили, что они завтракают дома или в школе, считают это важным, в школе на завтрак хотели бы получать кашу, мясное, рыбное блюдо, птицу, даже пиццу или сосиску в тесте.
– Протестные настроения возникли еще и потому, что стоимость питания далеко не всем доступна. Давайте посчитаем. Один ребенок младших классов обходится родителям в неделю в 430 рублей, в месяц – в 1720 рублей. Старшеклассник – в неделю в 760 рублей, в месяц в 2800. А если в семье не один, а два или три ребенка? Предусмотрена ли для таких семей дотация на школьное питание?
– К сожалению, в настоящее время льгот никаких нет. К нам часто обращаются многодетные, малообеспеченные семьи. На нас даже подавала в суд многодетная мама, и мы его выиграли. Но радости и оптимизма нам это не прибавило. Дело в том, что в законе об образовании Оренбургской области прописаны категории граждан, куда не вошли дети из многодетных семей.
– Для многодетной семьи школьное питание накладно. Управление образования предпринимает какие-то меры, чтобы изменить ситуацию?
– Мы обращались в Законодательное Собрание Оренбургской области, откуда получили такой ответ: «внесение изменений в закон Оренбургской области о мерах социальной поддержки многодетных семей в части, касающейся обеспечения бесплатным питанием, не представляется возможным».
– Переводя на русский язык, просто нет денег.
– Скорее всего, так. По федеральному закону такими льготами пользуются только дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, которые находятся на полном гособеспечении. Нельзя сказать, что управление образования никак не реагирует на ситуацию. Но не все в нашей власти.
– На недавнем горсовете прозвучала такая реплика. Из-за повышения стоимости питания дети не могут обедать и падают в голодные обмороки. Насколько это соответствует действительности?
– Это не соответствует действительности. Сразу после горсовета мы обратились в скорую помощь, где нам ответили, что обращений по поводу голодных обмороков не было. Да, в одной из школ у девочки случился обморок, но объяснялся он тем, что она находилась какое-то время в закрытом душном помещении. Анализы, сделанные врачами приехавшей «скорой», были в норме.
– Не вдаваясь в тонкости организации питания, скажите, школьники съедают все и какие блюда им не нравятся?
– Отходы, конечно, есть, но небольшие. В каждой школе имеется журнал, в котором администрация, родительский комитет, работники управления образования да и дети оставляют замечания или предложения. Всякое пишут. Но больше положительных отзывов. Что касается блюд: дети привыкли к более домашним блюдам с кетчупом, майонезом, перцем. Мы руководствуемся санпиновскими требованиями, которые многое запрещают. Должна ответственно заявить: ребят кормят свежей, только что приготовленной пищей, продукты хранятся в холодильниках с соблюдением правил их соседства, поэтому отравления исключены.
– Сейчас родители немного успокоились?
– Да. Это сразу сказалось на охвате горячим питанием школьников. В сельских школах охват 100-процентный. В городских школах есть 100 процентов, 95 процентов. Где поработали с родителями, с детьми, там и охват выше. В целом позитивная тенденция уже чувствуется.
Сейчас в шести школах с первого по шестой класс мы внедряем новую программу «Разговор о правильном питании». Компания «Нестле» предлагает рабочие тетради для классных часов, кружков, плакаты о здоровом питании для учащихся 1-4-х классов. Эту программу пока в пилотном варианте поддержали школы № 23, 16, 5, 4. На следующий год закажем комплекты рабочих тетрадей, плакатов на все школы. Работу продолжим.
– Проблемы понятны. Какие пути их решения?
– Работать с родителями, больше детей охватить горячим питанием. Желательна конкуренция на рынке поставщиков услуг по горячему питанию. Школьников надо кормить на более значительную сумму. Но все упирается в закон, а его не могут принять в связи с большим бюджетным дефицитом. Но как бы то ни было, детей кормить мы будем.
Антонина ОВСЯННИКОВА.