Имя Виктора Алексеевича Лещенко известно в нашем городе многим: 40 лет он отдал новотроицкому пассажирскому автотранспортному предприятию и за свои заслуги был удостоен звания «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации», а также высокой правительственной награды – Ордена Дружбы.
Начав работать простым шофером, Виктор Алексеевич затем стал начальником автоколонны, главным инженером предприятия, а впоследствии возглавил ПАТП. Во все времена коллеги отмечали его как дружелюбного, отзывчивого, неконфликтного человека, ответственного и надежного руководителя. Он снискал авторитет и уважение всего коллектива, отличался трудолюбием, хозяйским подходом к делу, бережным отношением к кадрам.
Родился Виктор Алексеевич в соседнем Орске, в поселке Никель. Рос без отца, который погиб в самом начале Великой Отечественной войны. Мать осталась одна с тремя детьми, поэтому семья жила очень бедно.
– По окончании семи классов нужно было выбирать, где учиться дальше, – вспоминает Виктор Алексеевич. – Тогда многие одноклассники поступили в орский нефтяной техникум, это было довольно престижное учебное заведение. Но я пошел в ремесленное училище, так как учащиеся там находились на полном государственном обеспечении. Ребят снабжали форменной и рабочей одеждой и обувью, хорошо кормили. Словом, для нашей семьи это было подспорьем. Впрочем, об этом вынужденном выборе я не пожалел. Выучился на слесаря по ремонту промышленного оборудования – специальность в то время нужная, востребованная.
По окончании училища Виктор Лещенко несколько лет набирался опыта на Южно-Уральском никелевом комбинате. Затем была армия. Три года провел в автомобильных вой-
сках в Венгрии, где служил водителем. А потом оказался в Новотроицке.
В местное пассажирское автотранспортное предприятие Виктор Алексеевич устроился в 1964 году. Поначалу работал водителем автобуса. Уже тогда обнаружился его талант находить общий язык с людьми, ведь эта работа не из легких: ответственность и за пассажиров, и за технику. Но даже после тяжелого трудового дня Виктор Алексеевич всегда оставался в хорошем настроении, мог приободрить товарищей и приходил на помощь в любой ситуации. Именно поэтому уже в скором времени его назначили начальником автоколонны.
Затем Лещенко на шесть лет перешел на цементный завод. Работая здесь, окончил техникум, женился, получил квартиру. Однако способного и ответственного транспортника вернули в ПАТП, уже на должность главного инженера. Виктор Алексеевич проработал на этом месте долгих 16 лет – больше, чем кто либо во всем «Оренбург-
автотрансе», в состав которого входило новотроицкое автотранспортное предприятие. Кстати, в 1986 году Лещенко доверили почетную миссию: он возглавил колонну из 90 автобусов, которая обслуживала участников Игр доброй воли в Москве. А спустя несколько лет он – директор ПАТП Новотроицка.
В этой должности Виктор Алексеевич проработал около 10 лет, вплоть до самого расформирования предприятия. И все эти годы он старался обновлять технику, поддерживать коллектив, развивать пассажирский автотранспорт. Благодаря В.Лещенко было немало сделано по техническому перевооружению предприятия, расширению парка.
– Тогда одно предприятие обеспечивало все перевозки в городе: грузовые, пассажирские, таксомоторные, – рассказывает Виктор Алексеевич. – Сто сорок водителей ежедневно выходили на линию и обслуживали весь город. Только металлургов доставляли на работу четырнадцать автобусов.
Плюс грузоперевозки – мы обслуживали все без исключения предприятия Новотроицка. Причем коллектив был настолько профессиональным и слаженным, что набора водителей практически не велось, все работали десятилетиями.
Многое было сделано для обу-
стройства автотранспортного предприятия, создания надлежащих условий для работников. Появились автостоянка на 100 автобусов, ремонтный профилакторий, цех по ремонту узлов и агрегатов, медпункт, столовая, овощехранилище, классы по безопасности движения, охране труда и технике безопасности. И вполне заслуженно в 1985 году ПАТП было присвоено звание «Предприятие высокой культуры производства».
В этом году новотроицкому ПАТП исполнилось бы 60 лет. О тех временах, когда предприятие переживало свои лучшие времена, Виктор Алексеевич вспоминает с грустью.
– Даже обслуживая весь город, а значит, имея много заказов, автотранспортное предприятие все равно оставалось дотационным, так как имело на балансе огромное количество техники и большой штат, – рассказывает Лещенко. – Расходы на содержание были колоссальными. Сейчас, я прекрасно это понимаю, никто не согласился бы содержать такую махину. Хотя и с тем, что происходит нынче в системе городского автотранспорта, я не согласен. Судите сами: в ПАТП ежедневно проводилось техническое обслуживание машин, осуществлялся контроль за водителями, выпуск автобусов на линию и затем, вечером, их приемка и проверка. Сегодня ничего этого нет, а перевозку пассажиров доверяют людям, которые только вчера получили водительские удостоверения.
Впрочем, о былом Виктор Алексеевич не жалеет. Сам он трудился честно, от подчиненных требовал того же. Ну а в том, что времена изменились, вины транспортников, конечно же, нет.
Сейчас Виктору Алексеевичу Лещенко 78 лет. Он вырастил двоих детей, уже подросли и внуки. Старшего назвали в честь деда – Виктором, он сейчас живет в Томске. Об увлечении всей жизни – рыбалке – Виктор Алексеевич уже не вспоминает: не позволяет здоровье. А вот возделывать небольшой приусадебный участок – это с удовольствием. Несмотря на то, что В.Лещенко уже давно отошел от дел, День автомобилиста для него – главный праздник!
– В этот день я всегда вспоминаю своих коллег, с которыми проработал десятки лет: участника Великой Отечественной войны Алексея Черкунова, Ольгу Пожарскую, Галину Кондрашкину, Владимира Алдаева, Виктора Жидова. Все они трудились в ПАТП практически с самого его основания, – говорит Виктор Алексеевич. – И сегодня я хочу от всей души поздравить бывших работников новотроицкого ПАТП и всех водителей с профессиональным праздником, пожелать большого счастья, крепкого здоровья и семейного благополучия!
Марина МУРОМЦЕВА.
Фото из личного архива В.Лещенко