Как устроен этот мир? По каким законам он развивается? Существует ли генеральный план его развития, или всё подчинено случайному стечению обстоятельств? Эти вопросы возникли вместе с человеческим разумом, он их ставил и он искал на них ответы. И тут возникает главный вопрос: а насколько совершенен тот инструментарий, при помощи которого поставлены и решаются основные вопросы мироздания?
Нет сомнений, что человек – самое противоречивое существо на свете. Он создал науку и философию, вывел законы развития мира, а сам с собой явно не в ладах. Головой он касается неба, а ноги его увязли в грязи. Он велик и жалок, умён и глуп, мудр и безумен, добр и жесток. И всё это порой одновременно, как следует из стихов Г.Державина:
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшёл? – безвестен;
А сам собой я быть не мог.
«Человек – орешек, который всего труднее раскусить всем создателям философских систем. Он представляет собой камень преткновения и для верных и для ложных взглядов», – писал французский философ Пьер Бейль. И он же отмечал: «Нет бессмыслицы, в которой нельзя было бы не заподозрить ум человеческий». Тот самый ум, который делает великие открытия и создаёт великие произведения искусства. Тот самый ум, который проникает к пределам Вселенной, но не знает, что делать порой со своей непутёвой жизнью. Человек оказывается слишком крепким орешком для самого себя, когда этот орешек надо раскусить, и слишком хрупким тогда, когда его можно просто раздавить.
Человек был сотворён по образу и подобию Божию, для него хаос был преобразован в гармонический космос, для него зажглось Солнце и светила, для него была создана самая прекрасная планета во Вселенной. И одновременно он был объявлен прахом земным, и в прах должен был превратиться после мимолетной жизни. В поте лица он должен был добывать себе хлеб насущный, а в трудные годы умирать от голода. В муках матери рожали детей, и многие из них были с рождения обречены на муки. Плачем ребёнок извещает свой приход в мир.
Но крепкий орешек не сдавался. Изнурительный труд он превращал в творчество, стадное существование в осмысленные общественные отношения, закон джунглей трансформировал в нравственный закон в душе, обретённый вместе с идеей бессмертия, воплощенной в Боге. Не раз на своём трудном пути он впадал в крайности. С развитием науки отбросил свою голубую планету на периферию мира и бесстрашно объявил животворящее Солнце маленькой звёздочкой среди миллиардов других светил. Отказался от центрального положения в мире, с восторгом и ужасом осознав не только себя, но и свою огромную галактику песчинкой в бесконечном пространстве, наполненном холодом и пустотой. Но снова с бесстрашием рванулся в звёздный мир, утверждая свое право как хозяина Вселенной. И та же наука, исследуя Космос на миллиарды световых лет вокруг, снова приходит к мысли об уникальности нашей планеты и разумной жизни на ней. И, оказывается, нет во Вселенной периферии, и любая точка, в том числе любая человеческая сущность, может являться её центром.
Только человек обладает индивидуальным сознанием, своим личным «я», и в этом его благо и наказание. Среди миллиардов бывших и сущих людей на Земле каждый из них является единственным и неповторимым индивидуумом, уникальной личностью. Эта личность может быть гениальной и бесталанной, благородной и безнравственной, но ее внутренний мир обособлен и замкнут на внутреннем восприятии самого себя. По этой же причине каждый человек является носителем своей вселенной. Хотя внешний мир отражается в сознании людей идентично, индивидуальное восприятие накладывает на него свои неповторимые черты. Во что это индивидуальное восприятие превращает наш мир, населяющих его людей, всю чувственную и нравственную гамму человеческих отношений, иногда даже страшно представить. Недаром говорится, что ад – это другие, а девятым кругом ада является чужая душа.
Потеря индивидуальности для человека означает смерть. Можно раствориться в природе, стать травой, цветком, деревом, ветром и солнечной пылью, но не будет личности, не будет и человека. Можно продолжить свою жизнь в потомках, остаться в памяти людской, воплотиться в «пароходы, строчки и другие долгие дела», но твой индивидуальный мир все равно будет разрушен, и твое «я» исчезнет навеки. Даже в череде перерождений, если твое «я» забыло о себе в новом обличье, для тебя это все равно означает смерть. Оболочка человека меняется в течение жизни, но остается память и личность, значит, остается и человек. И пусть память действует избирательно, и пусть личность твоя в чём-то меняется, но пока существует зерно индивидуальности, человек жив.
Но что происходит с человеком, когда его оболочка остаётся, а сущность полностью меняется? Обрывками памяти он еще связан со своим «я», но в душе связующая нить уже порвана. Прежняя личность умерла, а в теле существует другой человек. И что самое печальное, у этого другого человека нет истоков. Не он ребёнком начинал земной путь, не он в молодые годы мечтал о будущем, испытал первую любовь и приобрел верных друзей. Он возник позже, как фантом. И что происходит с обществом, если в определенные периоды такое явление охватывает миллионы людей? Орешек кажется крепким снаружи, а внутри его гниль и пустота.