«Все подобно числу», – утверждал древнегреческий философ Пифагор. Тот самый, который сформулировал теорему, носящую его имя: «В прямоугольном треугольнике, где катеты равны 3 и 4, «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Все происходит не из числа, но сообразно с числом, ибо в числе первая упорядоченность, по причастию к которой упорядочивается и все остальное.
У пифагорейцев считалось чем-то замечательным, если число равнялось сумме своих собственных делителей. Такие числа считались совершенными. Например, число 6 делится на 1, 2 и 3 и составляет сумму этих чисел. 1 означает единство бытия и мира. 2 символизирует принципиальную полярность во Вселенной: свет – тьма, женское – мужское, жизнь – смерть, добро – зло, правое – левое. 3 – совершенное из чисел, ибо имеет начало, середину и конец. И так далее.
Итак, все законы мира подчиняются числам, в том числе и политические, и социальные, и нравственные. Особенно ярко и образно это проявляется в геометрических фигурах. Например, треугольник есть первоисточник рождения и сотворения различных видов вещей преходящих. Квадрат несет в себе образ божественной природы: эта фигура символизирует высокое достоинство, ибо прямизна углов передает целостность, а качество сторон способно устоять перед силой.
Естественно, что более сложные геометрические фигуры имеют еще большую смысловую и символическую нагрузку. Особенно благодаря египетским сооружениям в мире прославились пирамиды. Много загадок и тайн хранят они, и многое в мире станет понятным, если расшифровать эти загадки и тайны. Острым пиком устремляются пирамиды в вечность и бесконечность и сами являются символом вечности и бесконечной сложности Вселенной. Принцип пирамиды применим и при построении общества.
У каждого человека есть мнение о собственном месте в обществе. Как тысячу лет назад, так и сейчас всем своим поведением люди требуют признания своей значимости. Где бы человек ни находился, в первую очередь он ревностно следит за тем, чтобы к нему обращались в соответствии с его самооценкой. Платон в «Государстве» пишет, что если с нами общаются соответственно нашей самооценке, мы испытываем гордость. Если несоответственно, – накатывает гнев. Если мы сами не можем соответствовать собственной самооценке, нас посещает стыд. Остается добавить, что если общество оценивает человека выше, чем он есть на самом деле, и человек это понимает, он ощущает растерянность.
Исторически из общества выделялись те люди, кто мог подтвердить свои претензии на высокий статус. Князья на деле доказывали свои претензии быть первыми, рискуя жизнью. Все видели, что им действительно положено быть первыми. Многие могут говорить правильные слова, но не каждый готов подтвердить сказанное, особенно в смертельно опасной ситуации. Первым был тот, кто мог подтвердить свой статус делами, где на кону стояла жизнь. Кто не мог, оставался на обочине.
Жизнь выстраивала общество в пирамиду. Самооценка активизировала соперничество, а успех зависел от талантов. Верхнюю часть пирамиды занимали свободные, способные рисковать жизнью ради нематериальных целей. На самом верху находились люди духа, таланта и воли. Князь, обладающий всеми этими качествами, стоял на вершине пирамиды. Следом шли сильные духом, но не обладающие большими талантами воины. Нижнюю часть пирамиды составляли купцы, крестьяне и ремесленники. Их страшил любой риск, и им ничего не оставалось, как менять свой труд на маленький, но гарантированный результат. Разбойники стояли вне общества. Любопытно, что некоторые мыслители, в частности Фома Аквинский, коммерсантов тоже причисляли к разбойникам: одни грабили людей на больших дорогах, другие — в своих лавках.
Принцип пирамиды действовал не только в личностном, но и в экономическом плане. Хотя у основания стояли люди с меньшими возможностями, чем на вершине, но они составляли большинство, и, естественно, общество дер-
жалось в первую очередь на них. Они поставляли ресурсы для нормального развития государства: для ведения войн, оснащения армии, строительства городов, мостов и дорог. Умный правитель, чтобы не нарушалось равновесие в обществе, должен был рационально использовать основные ресурсы, не облагать низы непосильными налогами и работами. Если равновесие нарушалось, общество начинало лихорадить, вспыхивали восстания и бунты, что часто приводило к смене правителя, или к разрушению государства.
Пирамида – самая устойчивая фигура, если она покоится на широком и надежном основании, и самая неустойчивая, если ее перевернуть и попытаться установить на вершине. В этом смысле гораздо надежнее куб. Его легче перевернуть, чем пирамиду, но он снова становится на одну из граней. С кубом можно ассоциировать традиционные демократические государства. Перед каждыми выборами главы государства поднимается невероятный шум, идет борьба за власть, куб переворачивается, но – все остается по-прежнему. Шар – самая неустойчивая фигура. Его легко катать из стороны в сторону. Где у него основание, где – вершина, трудно понять. Принцип шара можно приложить к анархическим обществам, и к тем странам, где постоянно происходит революции и перевороты.
Остается один вопрос: что делать обществу и государству, которое может существовать только по принципу пирамиды, и которое, перекачав все ресурсы к вершине, перевернуло эту пирамиду, и находится, несмотря на показной оптимизм, в самом неустойчивом положении? Правда, за счет отдельных категорий граждан, сумевших более удачно устроиться, эта вершина немного сточилась, образовав еще одно основание, но положение все равно остается шатким. Долго ли простоит такая пирамида и в какую сторону она рухнет, можно только гадать.