Офицеры России… Вне зависимости от исторического периода и событий, переживаемых нашим народом, такие понятия как честь, достоинство и готовность к самопожертвованию ради Отечества для этих людей остаются незыблемыми во все времена. И не прав тот, кто думает, что традиции офицерского корпуса, выстраданные веками, проверенные и испытанные в сражениях, сегодня являются не более чем красивыми легендами. Людей, посвятивших себя честному служению Родине и своему народу, – великое множество. Судьбы новотройчан офицеров Олега Харина, Дмитрия Беликова и Салавата Азнакаева, которых в канун Дня защитника Отечества мы попросили поведать о том, как складывалась их военная карьера, вспомнить наиболее запоминающееся событие из армейской жизни и рассказать, что для них означает этот февральский праздник, яркое тому подтверждение.
Наследник Карацупы
Начальник пограничного отделения Новотроицка Отдела в г. Орске Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области майор Олег Иванович Харин родился в 1972 году в Кировской области. После службы в армии окончил Московский пограничный институт имени Моссовета. Более десяти лет на разных должностях служил на таджико-афганской границе в Хорогском пограничном отряде Группы Пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан. Участвовал в многочисленных операциях по задержанию нарушителей границы, был ранен. Награждён медалями Суворова и «За отличие в военной службе» II и III степеней, нагрудным знаком «За службу в Таджикистане» и именными часами от директора Федеральной пограничной службы России за личное мужество. С 2004 по май 2010 года до назначения на нынешнюю должность служил в Орском пограничном отряде. Женат, воспитывает двоих детей.
-- Офицерскими погонами я грезил с раннего детства, -- вспоминает Олег Иванович. -- С удовольствием смотрел военные фильмы, зачитывал до дыр книги об армии. Любимым героем был пограничник Карацупа, отсюда и выбор военного института. В Таджикистан я приехал уже зрелым человеком и особого дискомфорта от нахождения в чужой стране, где тогда стреляли чуть ли не на каждом шагу, не испытал. Служба как служба – ничего особенного. Да и знал я, на что шёл, когда после увольнения из армии решил стать профессиональным военным. В неделю в зоне ответственности нашей заставы в горах Памира регистрировалось по 2-3 попытки вооружённого прорыва через границу афганских боевиков. В одном из таких боёв с бандой из пятисот человек я получил ранение. В Орском погранотряде, куда прибыл после десяти лет службы в Таджикистане и на заставе в Новотроицке, конечно же, намного спокойнее. Казахстан – дружественная нам страна, и военных конфликтов нет и в помине, однако я бы не сказал, что пограничникам здесь делать нечего. Нелегальные мигранты, контрабандисты и нарушители пограничного режима доставляют немало хлопот. Что же касается праздника 23 февраля, то лично для меня – это день воинской славы, которую российские солдаты и офицеры обрели на полях сражений. Изначально был заложен огромный смысл – надо любить и почитать Отчизну с детства, а в случае необходимости уметь достойно её защищать. Да, ранее этот праздник именовался Днём Советской Армии и Военно-Морского флота, а сегодня мы отмечаем День защитника Отечества. Но со сменой названия отношение к этому празднику у меня не изменилось.
Однажды присягнув…
Начальник отдела военного комиссариата Оренбургской области по Новотроицку подполковник Дмитрий Леонидович Беликов родился в 1969 году в Медногорске. Получив аттестат о полном среднем образовании, поступал в военное училище, но не прошёл по конкурсу. Через три года, отучившись в ПТУ на газоэлектросварщика, повторил попытку стать офицером. Пермское высшее военно-командное инженерное Краснознамённое училище ракетных войск он окончил с отличием в 1988 году. Служил в ядерно-технических войсках 12-го Главного управления Минобороны вначале СССР, затем России. В 1999 году окончил военную академию имени Петра Великого. Четыре года, после увольнения в запас, возглавлял отдел ГО и ЧС администрации Медногорска. В 2003 году восстановился в армии. До назначения на должность военкома Новотроицка руководил комиссариатами Медногорска и Кувандыка. Имеет правительственные награды. Женат, сын – лейтенант – служит в ракетной дивизии в Новосибирске.
-- Украинский эпизод моей службы – это самый значимый период, -- утверждает Дмитрий Леонидович. - После военного училища я получил направление в город Кировоград, где был назначен начальником 3-го отдела, выполнявшего ядерно-техническое обеспечение Советской Армии. В подробностях об этом говорить не имею права, скажу лишь, что до развала страны в 1991 году всё было нормально. А потом такое началось! Довольствия не было, солдаты поначалу бежали по одному, затем по нескольку человек, а к началу 1993 года, когда наше правительство приняло решение о выводе всего украинского ядерного арсенала в Россию, часть покидали уже ротами. Чтобы хоть как-то защитить вооружение, на постах приходилось дежурить офицерам. Доходило до абсурда – полками и дивизиями стали командовать одновременно российские и украинские генералы! Мне предложили остаться на своей должности, обещали повышение в звании, большой оклад и новую благоустроенную квартиру в столице Украины. Я отказался. Почему? Присягу настоящие офицеры принимают один раз в жизни. Да, после вывода в Россию я попал в ракетную часть в Вологодской области, где пришлось жить в офицерском общежитии без денег и без надежды на нормальное будущее, но я нисколько не жалею. И тогда, и сегодня считаю, что российский офицер должен был поступить именно так, и никак иначе. К сожалению, в силу сложившихся причин после академии имени Петра Великого не удалось продолжить военную службу в том смысле, какой я её себе представлял. Но и работая в военкоматах, как офицер, на воспитание которого Родина потратила большие средства, старался принести максимум пользы. Я военный до мозга костей и в любую минуту по первому зову готов встать на защиту Отчизны. И именно поэтому 23 февраля для меня особый день в календаре. Несмотря на смену названия, он был и остаётся днём дани уважения и благодарности тем, кто мужественно и с честью ограждал Россию от захватчиков в военные времена, в мирные – был и являётся щитом Отечества, основной силой, на которой держится могущество страны и тем, кому только предстоит встать на защиту Родины.
Настоящий полковник
Полковник Министерства по чрезвычайным ситуациям Салават Камалиевич Азнакаев родился в 1962 году в Кувандыкском районе Оренбургской области. После окончания десятилетки хотел поступить в военное училище, но из-за болезни родителей пришлось на время оставить мечту стать офицером. В Магнитогорском горно-металлургическом институте, где он учился на сталевара, была военная кафедра, и после окончания вуза Салават Камалиевич наконец-то получил лейтенантские погоны. Двухгодичную службу проходил в строительной части в должности заместителя командира батальона по политической части. Уволился в запас в 1989 году в звании старшего лейтенанта. По комсомольской путёвке сразу же был направлен в пожарную часть № 17 Новотроицка. Прошёл путь от рядового сотрудника до начальника городского отряда государственной противопожарной службы № 3. Награждён ведомственными медалями. Женат, воспитывает двух дочерей.
-- Так уж сложилось, что по-настоящему строевым офицером, о карьере которого я мечтал с того времени, как в первый раз в пятом классе на уроке военного дела нам показали макет автомата АК-74, я, к сожалению, так и не стал, -- говорит Салават Азнакаев. -- После окончания вуза несколько раз писал рапорты с просьбой направить в действующую часть – у меня ведь военная профессия – командир танкового взвода, но стране тогда нужны были металлурги, а не офицеры, и пришлось стать сталеваром. Честно говоря, я уже думал, что никогда не надену военную форму, но через три года вдруг вызвали в военкомат и направили в Оренбург в строительные войска. Это, конечно, было не совсем то, что я хотел. Но уже спустя пару месяцев службы замполитом батальона я понял, что пользу Родине можно приносить и в стройбате. Одним словом, я окунулся в работу с головой и не заметил, как пролетело 2 года. Кстати, к вопросу о том, что мне больше запомнилось в армейской жизни. Удивило отношение строевых офицеров к новичкам. Майоры и даже полковники с первых же дней взяли надо мной шефство, и процесс притирки вместо обычных пяти-шести месяцев для меня сократился до двух недель! Я долго не мог понять, зачем им лишние заботы? Потом дошло – так положено у российских офицеров: в трудных ситуациях они всегда подставляют плечо молодым коллегам. Если бы не рождение ребёнка – а я женился сразу же после окончания института, – никогда не оставил бы службу. Сегодня, по прошествии многих лет, мне иногда кажется, что я тогда совершил ошибку. Но взглянув на результаты деятельности возглавляемой мною пожарной службы, которая ежегодно предотвращает полсотни опасных возгораний, спасает десятки человеческих жизней и миллионы государственных средств от уничтожения, успокаиваюсь. Кто-то должен заботиться и о безопасности людей внутри страны. Также не буду оригинален в ответе на вопрос о моём отношении к Дню защитника Отечества. Не согласен с теми, кто считает его исключительно военным праздником. Мне кажется, что 23 февраля – это день всех настоящих мужчин, готовых в любую минуту постоять за свою Отчизну.
В России Харины, Беликовы и Азнакаевы есть в каждом городе. Понятия чести, совести, любви к Родине для них не пустые слова, а стержень всей жизни. Свою работу, которая зачастую требует огромного психологического и физического напряжения, они выполняют, не привлекая к себе внимания и не требуя наград и почестей. Как настоящие офицеры…
Александр Трубицын.