Печных дел мастера ценились на Руси всегда, и нынешние времена центрального отопления ничего в этом плане не изменили. Более того, интерес к печам, каминам последние лет пятнадцать неуклонно растет. Имена специалистов в этом деле передаются из уст в уста, хорошие печники по-прежнему в почете.
Новотройчанин Виктор Сычков заранее наметил себе планы на нынешний год. Нашего земляка знают далеко за пределами Оренбургской области благодаря его умению создавать красивые, необычные и безотказные в работе камины, барбекю, печные комплексы и классические русские печи с лежанкой. В общей сложности он сложил их уже около сотни. В том числе, между прочим, и ту самую печь, на которой готовит свои шедевры Сталик Ханкишиев, ведущий кулинарной рубрики «Казан-Мангал» на одном из центральных телевизионных каналов.
– В основном я сейчас строю именно печи для приготовления еды, – рассказывает Виктор Сычков. – Как правило, это уличные комплексы, включающие мангал, барбекю, печь под казан. Еда, приготовленная в печи на дровах, имеет совсем другой, неповторимый вкус, который невозможно получить в обычной газовой или электрической духовке. У нас такие комплексы еще редко можно встретить, а во многих других регионах страны они сейчас на пике популярности. Мне поступали предложения из Москвы, Московской области, Башкирии, Калининграда, Омска. Из Черногории, Турции тоже обращались люди, которые хотели бы иметь стилизованную русскую печь, но заграничные проекты меня пока не привлекают. Хотя первый камин сложил на Украине, еще в 2000 году.
Виктор родился и вырос в Новотроицке. Хотел связать свою жизнь с компьютерами, робототехникой, но не сложилось. Долго себя искал, много чего перепробовал, но решающую роль в выборе профессии в итоге сыграла армия. Служил в стройбате, там положил свою первую кирпичную кладку, процесс понравился, и вообще стройка как-то затянула. Потом на глаза попался журнал о каминах, и так они ему запали в душу – строгие, в камне, и нарядные, в изразцах, что тоже решил сотворить такую красоту. Попробовал – получилось. Хотел даже поступать на архитектора, но обучение было только очным, а возраст уже под тридцать. Так что пришлось до всего доходить самому. Много читал, причем книги еще начала прошлого века. Они-то вместе с практикой и заложили самую прочную основу. Сегодня уже к Виктору обращаются с просьбами поделиться секретами мастерства и даже взять в ученики. Он не то, чтобы отказывает, но каждый раз у нового кандидата спрашивает: зачем тому это надо?
– Это тяжкий и не всегда благодарный труд. Но для того, кто становится настоящим печником, как правило, назад пути уже нет. Как бы ни пытался заняться чем-то другим, более спокойным и не таким ответственным делом – не получается. Многое держит, и главное – та самая жилка, которая и привела в профессию. И еще тот кайф от момента, когда, мысленно перекрестясь, подносишь спичку к растопке в только что сложенной печке, и та загудит от хорошей тяги, – рассказывает Виктор Сычков. – Тут забываются и недосып, и сомнения, и пыль в легких, и отбитые пальцы. И те моменты, когда проклинаешь тот день, когда решил стать печником. Сколько бы ни построил печей, а с пуском каждой новой волнуешься, как в первый раз. Это поначалу, когда я выложил несколько каминов и они нормально заработали, решил, что все – я мастер и все знаю. Но чем дальше погружаешься в профессию и больше узнаешь, тем скромнее начинаешь себя ощущать, так много в этом деле нюансов и премудростей. Печь, она же как живой организм – дышит. Уже по цвету пламени понятно, есть тяга или нет. И каждая печка тянет что-то из души, поэтому частичку себя в любом своем проекте я всегда оставляю.
В любой печи на первом месте – рабочие качества и безо-
пасность. Но непременно надо, чтобы она еще и красивая была. Вдохновение Виктор Сычков черпает в архитектуре реальных зданий, многое оттуда заимствует и даже вынашивает идею создать серию каминов, внешне копирующих известные строения. Камин в виде Спасской башни, например, почему бы нет? А еще можно сделать анималистическую печь – в виде животного. Словом, все зависит от фантазии автора и заказчика.
– Сейчас развиваются разные архитектурные направления в печном искусстве. Особенно популярен так называемый неорусский стиль – нарядные печные комплексы, напоминающие пышные строения российской столицы на рубеже ХIX и XX веков. Ярким примером его является особняк купца Игумного на Якиманке, в котором ныне располагается посольство Франции. Впрочем, многие этот стиль критикуют. Тут уж все на любителя, – рассказывает Виктор.
Художественный вкус ему, по всей видимости, передался по наследству. Виктор Сычков – внук известного в Новотроицке художника, автора монумента «Вечно живым» Григория Настича. Но своего деда он никогда не видел, родился, когда его уже не стало, и поэтому знакомился с ним через его работы.
– Я тоже пытался рисовать, но сам же и понял: у деда даже в наброске видно: рука летит, пара легких штрихов – и создан образ. Мне такого не дано, но чувством прекрасного, полагаю, все же не обделён. Просто у меня это вылилось в то, чем я занимаюсь.
Анна Симонова.