5 коек для медицинской, социальной и психологической реабилитации пациентов на базе планового отделения Новотроицкого наркологического диспансера никогда не пустуют. И было бы странно, если бы было иначе. С одной стороны, созданные около двух лет назад реабилитационные места – достижение диспансера, с другой – всем понятно, как этих мест мало. Впрочем, имея такой минимум, работают здесь по максимуму и охватывают практически всех стационарных плановых больных.
-- Для проведения реабилитации не имеет значения характер зависимости – будь то алкоголь, героин, марихуана, «крокодил» или таблетки, -- рассказывает заведующая отделением Ирина Шафоростова. -- Тем более что сейчас и зависимость идет зачастую не от одного психоактивного вещества, а от нескольких. В данный момент строго на реабилитации у нас находятся 4 человека с алкогольной зависимостью и один -- с героиновой. Пациенты получают медикаментозное лечение плюс обследование, психологическую помощь и социальную поддержку. Наша задача – облегчить им адаптацию в обществе.
И еще -- подготовить к пониманию и принятию того факта, что если они хотят вести трезвую жизнь, то значит, должны постоянно работать над собой, а это непросто. Как бы ни был велик срок ремиссии, не бывает бывших наркоманов и алкоголиков. Риск срыва существует всегда. Жизнь сложная, порой несправедливая, и человек, балансирующий между трезвостью и соблазном уйти в забытье, должен иметь прочный внутренний стержень. Собственное желание больного плюс усилия специалиста, занимающегося реабилитацией, помогают этот стержень обрести. Только так после выхода из диспансера, находясь в свободном плавании, пациент сумеет говорить «нет» соблазнам и не сорвется при первом же испытании.
-- Поэтому, выписывая из стационара, мы советуем больным обратиться в поликлинику для продолжения амбулаторной реабилитации, -- продолжает Ирина Ивановна. – Периодически они приходят туда на профнаблюдение, на консультации к психологу, в случае необходимости им назначается поддерживающее профилактическое лечение. Такая преемственность должна существовать, и она существует. Тот, кто хочет выкарабкаться, кто понимает, что ему надо всеми силами держаться в нормальной жизни, этой возможностью пользуется.
Реабилитация – заключительный этап после вывода из запоя (ломки) и медикаментозного лечения, и он не только самый длительный -- от нескольких месяцев до года, -- но и сложный. Лекарства в этот период назначаются по минимуму. В основном ведется коллективная и индивидуальная психологическая работа. Большое внимание уделяется эмоциям, психологическому настрою и формированию положительного восприятия жизни. Недаром же психологи называют алкоголизм и наркоманию болезнями невысказанных чувств. Ирина Шафоростова противница насильственных методов. Собственный опыт работы убедил ее в том, что ее пациенты лучше откликаются на гуманное к ним отношение. Они пишут дневники, что помогает им разобраться в своих душевных проблемах, рисуют стенгазеты, сочиняют стихи, готовят доклады на заданную тему, организуют сценки и выступления к праздникам, проводят обзор прессы. Здесь не ограничиваются беседами о разрушительном влиянии алкоголя и наркотиков на организм человека, а стараются как можно больше говорить о здоровом образе жизни, правильном питании, о том, что спортом можно заниматься и не посещая дорогие тренажерные залы – достаточно делать зарядку по утрам, пройтись пару остановок пешком.
-- Наш стационар открытого типа. Здесь нет решеток, есть общение с родственниками. Мы стараемся, чтобы пациенты адаптировались в той среде, где живут, но чтобы они психологически были готовы жить по-новому, -- подчеркивает И.Шафоростова. -- В наших условиях по-другому никак нельзя. Кроме того, несмотря на то, что реабилитационных коек в стационарном отделении только пять, мы ведем реабилитационную работу не только с этими пятью больными, а со всеми. В тренингах, на лекциях, в трудотерапии участвуют все.
Под трудотерапией подразумевается все, что можно сделать в диспансере. Зимой во дворе пациенты чистят снег, в течение всего года под присмотром сестры-хозяйки занимаются мелким ремонтом мебели и помещений, что-то подбивают, переносят, подкрашивают – любой труд в почете и во благо самих же больных. Сложнее обстоит дело с реальным трудоустройством.
Сейчас в группе реабилитантов 2 пациента работают, для троих поиск работы ведется. Если их все же удастся трудоустроить, некоторое время они параллельно еще будут находиться в диспансере, и только потом их выпишут. Это уже не столько медицинский, сколько социальный аспект.
Именно социальное сопровождение – одно из направлений реабилитации, организованной в отделении. Оно ведется исключительно индивидуально. Специалист по социальной работе Елена Сахарук помогает пациентам восстанавливать документы, обращаться в различные инстанции, поддерживает в поисках работы, что, пожалуй, самое сложное и потому, если получается, воспринимается как большая удача.
-- Естественно, мы не решаем проблемы наших больных за них, но помогаем им справиться с трудностями – направляем и сопровождаем, -- говорит Ирина Шафоростова. – Формы могут быть различны и многообразны. Одно не подвергается сомнению: реабилитация будет эффективной только при комплексном подходе к проблеме.
Анна СИМОНОВА.
Фото Вадима ДАШИНА