Одни говорят, что человек делает себя сам, другие считают: так складываются обстоятельства, третьи вообще не задумываются, сложилась жизнь или нет. Но всегда, явно или тайно, человек позиционирует себя в обществе. У каждого позиция своя. Наталья Александровна Тарских, директор школы № 15, в этом смысле человек счастливый. Ей не пришлось мучиться в поиске своего места в жизни. Все определилось в детстве.
Почему школа?
Сколько себя помнит, Наталья хотела стать учителем. В семье к учительской профессии было уважительное отношение как к престижной, достойной. Родители мечтали, чтобы кто-то из четырех детей пошел в педагогику. И когда младшая дочь стала учителем, были очень горды этим.
Она любила играть в школу, сама была непременно учительницей, задавала ученицам-подружкам вопросы и требовала четких ответов.
– По жизни меня сопровождали прекрасные учителя, – говорит Наталья Александровна. – Любимая первая учительница в семнадцатой школе Валентина Афанасьевна Макарова. Став постарше, увлеклась историей, которую вела Валентина Ивановна Леснова. Она ставила мне четверки с плюсом. Я не понимала: ну почему четыре с плюсом, а не пять? Она отвечала: «Ты можешь лучше». И у меня не было обиды на учительскую строгость. Это нормально, когда с тебя много требуют. Это двигает ученика.
Сначала Наталья выбрала профессию учителя начальных классов. Ей нравились маленькие дети, нравилось учить их чтению и письму. Интересно было наблюдать, как несмышленыш еще не умеет читать, в тетрадке выписывает каракули, ты ставишь ему руку, и кривые буквы выравниваются, он начинает читать. Поэтому в Бугурусланское педагогическое училище пошла автоматически, с отличием окончила его.
– Но историю и обществознание тоже любила, предмет сложный, требует логики, памяти. Я выступала на олимпиадах по истории, занимала места, подписывала рапорты съездам (была в те годы такая традиция). После окончания училища поняла, что быть учителем начальных классов мне мало. Как отличница, получила направление в Оренбургский пединститут, поступила сразу на исторический факультет. Но учиться пришлось заочно. К этому времени родители были уже в возрасте, и я решила, что должна работать и помогать им.
В 1979 году Наталья приехала в Новотроицк и практически всю жизнь проработала здесь. Начинала в шестнадцатой, куда пришла учителем начальных классов. Она с благодарностью вспоминает своих старших коллег – учителей начальных классов Лидию Михайловну Панферову, Марину Андреевну Веркашанцеву, опекавших молодую учительницу.
Ей было интересно возиться с малышами. Потом у них же Наталья Александровна стала преподавать историю. Получилось, что с этим классом она работала с первого по десятый класс. На нем оттачивала свои профессиональные навыки. Старалась развивать самоуправление, самостоятельность. И это получалось. Даже когда уезжала в командировки или уходила на больничный, детям не нужны были няньки: класс всегда чистый, карты все сложены, сами дети занимаются с отстающими.
– Самостоятельность надо развивать с малого возраста. Не хватает ее сегодня детям, – считает Наталья Александровна. – Они должны чувствовать ответственность за свои поступки. Не надо каждодневно контролировать: это унижает ученика. Но и дети должны оправдывать надежды тех, кто им доверяет. Рядом с «самостоятельностью» должно стоять слово «ответственность».
Без истории никуда
В последние годы история и обществознание становятся превалирующими предметами. Куда бы ни поступал выпускник, подспудно всегда эти два предмета присутствуют.
Мы все чаще задаем себе вопрос: насколько это оправданно? А вот для Натальи Александровны такой вопрос не стоит.
– Я очень люблю этот предмет. Особенно историю своей страны. Сегодня политика государства направлена на возрождение исторической памяти народа. Надо заниматься не очернительством прошлого, а поиском позитивного. Отечественная история дала много людей, на которых можно и нужно ориентироваться. Историю своей страны надо изучать и знать, чтобы уметь противостоять ее фальсификаторам.
А обществознание – это синтез наук. Здесь и правоведение, и политология, и юриспруденция, и экономика (очень важная сейчас), и философия. Детям нравится рассуждать, как общество влияет на человека. Они должны знать свои права и обязанности. Разве неинтересно понимать, что такое глобализация, конкуренция, монополизм. Почему снижаются или повышаются цены? Отчего зависит инфляция и что это такое? Мы живем в этих понятиях.
Наталья Александровна невольно сама загорается, как бы стараясь убедить оппонента в своей правоте. Она уверена, что уже со школьной скамьи надо готовить будущих управленцев, лидеров, политиков, профессионально направлять их, осознанно воспитывать активность, гражданственность. Никто из таких детей не будет предателем, не оболжет нашу страну. «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» – для кого-то это цитата из школьной программы. Для Н. Тарских – принцип жизни.
Всегда на острие людских проблем
Наталья Александровна Тарских 19 лет являлась депутатом Новотроицкого горсовета. Приход ее, историка, в представительный орган власти был очень логичным. Если раньше она занималась своим предметом, ей нравилось учиться и учить других, то здесь уровень проблем и ответственности повысился в разы.
1996 год. Время трудное, учителям не выплачивают зарплату. Вместе с другими депутатами она стала стучаться во все двери. Тогда Наталья Александровна впервые услышала шокировавшую ее фразу: «А вы что, хотите, чтобы учителя получали больше рабочего?» – «Да. Учитель должен больше рабочего получать. Рабочим может стать каждый через месяц-два после обучения. Учитель – богоизбранное дело, тяжелое морально, физически, дело, не ограниченное рамками установленного законом рабочего времени». И она возглавила стачком, учителя проводили митинги, маршем прошли в Оренбург и добились выплаты зарплаты.
В депутатской работе знания экономики, политологии помогали. Приходилось решать проблемы своего избирательного участка, заниматься нормотворческой работой в Совете. Депутатство научило сотрудничать с людьми, имеющими различные взгляды. И здесь она выкладывалась по полной. Приходилось хлопотать по поводу ремонта дорог на Северном, уличного освещения, лечения детей и ветеранов. Вероятно, поэтому люди к ней шли, и до сих пор идут и звонят, просят совета, помощи.
Быть директором совсем непросто
Предложения стать директором школы либо заместителем Наталье Александровне поступали не раз. Она прекрасно понимала, что, взвалив на себя эту ношу, придётся обделить вниманием, любовью и заботой семью, еще маленьких детей. Пойти на это она не могла, да и сама считала себя молодой, не вправе давать советы или требовать чего-то от более опытных учителей. Точку в мучениях и сомнениях поставил отец: «Сначала выучи своих детей, потом других учи». Когда же свои дети окончили школу, был выполнен учительский долг (она выпустила хороший, сильный одиннадцатый класс), Наталья Александровна дала согласие на директорство.
Начало было трудным: рабочий день без начала и конца, бессонные ночи, усталость, доходящая до изнурения, были моменты, когда руки просто опускались. Но все это оставалось, как говорится, за кадром. А хотелось, чтобы дети видели светлую, уютную, приветливую школу. В первый же учебный год новый руководитель привлекла на помощь родителей, с ними вместе покрасили стены, сделали косметический ремонт. Привела в порядок документы, заключила договоры на обслуживание. Помогло то, что со многими руководителями была знакома.
– У нас сложились добрые отношения с «Металлоинвестом», «Уральской Сталью». С помощью холдинга, правительства области и муниципалитета удалось сделать капитальный ремонт школы. Мы сразу стали внедряться в различные программы. Так, через одну программу купили ноутбуки, через другую получили федеральные деньги на ремонт спортзала. На средства, выделяемые на осуществление депутатской деятельности, сделали беговую дорожку. Купили лыжи, мячи, маты, – перечисляет Наталья Александровна. – Хотелось бы сделать настоящую спортплощадку. Думаю, мы и эту проблему решим.
Наталью Александровну радует, что в школу приходит хорошая, грамотная, неуемная, как она сама, молодежь. Сегодня одна треть – молодые учителя. Они много нового привносят в работу. Правда, уходят в декретные отпуска и не по одному разу. Сегодня 6 человек (почти треть педагогического коллектива) в декрете. Это хорошо, считает руководитель: значит, люди чувствуют стабильность.
Проблем в школе всегда много. Но коллектив мыслями уже в будущем: хотелось бы приобрести электронные учебники, обновить кабинет информатики, закупить оборудование для лаборатории по химии и физике, мебель еще для одного первого класса. Главное – не стоять на месте. Наполеон говорил: «Вся сила моей армии в движении. Остановка смерти подобна». Наталья Тарских разделяет мнение великого императора.
Пусть оценку ставят люди
В заключение нашей встречи я спросила Наталью Александровну, какую бы оценку она, как учитель, поставила себе.
– Пусть не считают меня нескромной, но учитель из меня вышел все же хороший. Родители мною всегда гордились. Я передала свои знания очень многим людям, некоторым помогла в тяжелых жизненных ситуациях. Мои ученики в большей своей части меня уважали. До сих пор помнят, звонят. Я считаю, что выбрала в жизни свое дело. Могла бы уехать из города, но не уехала. Мой дом – здесь. Я люблю город, свою работу, школу, родину. Может, это и есть патриотизм.
Антонина ОВСЯННИКОВА.
Фото Вадима МЯКШИНА.