Проект «Кинопоэзия», объединивший литературу и кинематограф, представили в Новотроицке
На сцене Дворца культуры металлургов состоялся поэтический вечер, провели который московские гости – актёр МХТ им.Чехова, залуженный артист РФ Анатолий Белый и актрисы кино и театра Агния Кузнецова и Юлия Чебакова.
Этой встречей Благотворительный фонд А.Усманова «Искусство, наука и спорт» открывает свой новый проект – «Фестиваль искусств «Арт-Окно», цель которого установить творческий диалог между регионами и культурными центрами России.
Старт фестивалю дала «Кинопоэзия». Это детище Анатолия Белого: он является автором идеи, художественным руководителем проекта, а также непосредственным его участником. Стихи поэтов «серебряного века» Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой, Пастернака исполнялись актерами со сцены и органично сочетались с показом поэтических мини-фильмов, специально созданных, чтобы выразительнее познакомить зрителя с авторами поэтических откровений.
А.Белый представляет рядом стоящих актрис Агнию Кузнецову и Юлию Чебакову, объясняет суть проекта и подчёркивает, что зрителю покажут не клипы, а именно поэтические мини-фильмы, которые, возможно, в скором времени станут новым жанром. А ещё видео – не только способ заинтересовать зрителей или открыть им новые смыслы в знакомых стихотворениях, это прежде всего диалог посредством произведений великих поэтов.
И с первых строк стихотворения О.Мандельштама «Нежнее нежного…» зал замолкает. Ни шума, ни громкого вздоха, ни шёпота. Белый читает спокойно, без пафоса и надрыва, по-хорошему просто. Заданный тон продолжают актрисы, читающие М.Цветаеву.
После живого чтения стихов на экране начинается первый мини-фильм по стихотворению М.Цветаевой «В огромном городе моём…». Произведение читает Агния Кузнецова, главная героиня в представленной видео-
истории. Девушка неспешно идет по городу, погружённому в сумрак, а за кадром звучат по-цветаевски бьющие строки: «А я запомнила одно – ночь». Энергетика строк поэтессы, можно сказать, физически ощутима, её предложения крикливы и резки, но в фильме стихотворение читается спокойно. Это другой уровень, другой смысл – не лучше или хуже. Иначе.
Следующий мини-фильм символичен, может, даже чересчур, но происходящее на экране, безусловно, эстетично. Завораживает. Важно помнить, что не все фильмы сюжетны, в случае «Земли» Б.Пастернака зрителю показывают сменяющие друг друга ассоциации режиссёра. Красиво, но сложно, хотя Мария Миронова читает хорошо – спокойно, но с интонациями.
За блоком живого чтения следуют фильмы «Скрипка и немножко нервно» по В.Маяковскому и «Попытка ревности» по М.Цветаевой.
Затем зрителям представляют видео по стихотворению Анны Ахматовой «Он любил три вещи на свете». Казалось бы, как можно из такого небольшого стихотворения развернуть мини-фильм? Но режиссёр Анна Симакова воплотила потенциал 7 строк: действия разворачиваются в трёх плоскостях. Комната – молодость – силы; прихожая – быт, уже появились дети – усталость; кухня – прошёл 21 год – одиночество. В нескольких минутах отразилось развитие семейных отношений, взлёты и падения. Пожалуй, самый простой и бьющий сюжет одновременно.
После фильма «До свиданья, друг мой, до свиданья» по последнему произведению Сергея Есенина со сцены звучит финальное стихотворение «На бледно-голубой эмали…» Осипа Мандельштама. Зал аплодирует, «Браво!».
Надо сказать, что «Кинопоэзия» тронула души зрителей. Реакция была разной, но равнодушно скучающих в зале точно не было.