Гвардеец труда. Новотроицк

Социальный педагог: и воспитатель, и друг

Социальный педагог: и воспитатель, и друг
Обычно в школе родители и дети общаются только с учителем и представителями администрации (директором и его заместителями). Но для того, чтобы процесс обучения и воспитания был более успешным, в учебном заведении есть также психолог и социальный педагог. В современной школе социальная и психологическая защита ребенку просто необходима: соблазн улицы, девиантное поведение, психологическая неустойчивость – со всем этим нужно уметь справляться. На сегодняшний день большой опыт такого взаимодействия накоплен в гимназии № 1. Здесь занимаются не только профилактической работой, но и в тесном сотрудничестве с многочисленными службами решают все социальные вопросы, связанные с образованием, лечением и отдыхом детей, оказывают своевременную помощь семьям.  – Наша школа в некотором смысле особенная, – рассказывает социальный педагог гимназии № 1 Светлана Кретова. – У нас одаренные дети обучаются в профильных классах естественно-научного и гуманитарного циклов. Но есть и ребята со средними способностями, обучающиеся по общеобразовательной программе. Вот уже шестой год, как бывшая школа № 1 присоединена к гимназии. Здесь в начальной школе, среднем звене и старших классах занимаются 1300 детей. Из них 270 школьников – из малообеспеченных семей, четверо ребят состоят на разного вида учетах. Кроме того, в школе учатся дети из 86 многодетных семей, в 10 из которых – от 8 до 10 детей. В той или иной степени каждому из них нужна поддержка. Особая гордость школы – комната для психологической разгрузки, куда на перемене или после уроков может прийти любой из учеников, чтобы снять эмоциональное и физическое напряжение.  – Не секрет, что в подростковом возрасте ребенок остро реагирует на любые проблемы в школе или дома, – говорит психолог гимназии № 1 Юлия Гаврилина. – Причиной для стресса может быть как серьезная неприятность, так и обычная обида. Сенсорная комната с уникальным оборудованием позволяет вернуть душевное равновесие и получить заряд положительной энергии. Мы заметили, что ребята, которые сторонятся сверстников и очень плохо идут на контакт с одноклассниками и учителями, с удовольствием проводят время в комнате психологической разгрузки, рассказывают о том, что их волнует, словом, доверяют нам. Однако задача школьного психолога и социального работника заключается не только в том, чтобы успокоить разволновавшегося ребенка, как может показаться на первый взгляд. Порой им приходится решать куда более серьезные проблемы, возникающие как в семье, так и при общении с одноклассниками. Именно благодаря полному взаимодействию между социальными педагогами, социальными службами, медиками и полицией каждый из детей находится под контролем и в любой трудной ситуации получает всестороннюю поддержку.  – Социальные данные по нашим ученикам обновляются каждые полгода, – говорит Светлана Кретова. – Таким образом, мы знаем обо всех изменениях, происходящих в жизни ребенка. Ситуации бывали разные. Хочу отметить, что у нас в школе нет скрывающихся или систематически прогуливающих занятия детей. Ребята идут на контакт с нами, делятся переживаниями, а мы, в свою очередь, стараемся помочь каждому из них, ищем пути решения возникшей в жизни маленького человека проблемы. Все социальные вопросы, связанные с образованием детей, их лечением, отдыхом за городом, успешно решаются совместно с городской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Для профилактики и предупреждения правонарушений среди подростков проводятся заседания совета профилактики, на которых обсуждается поведение учащихся и родителей, нарушающих Устав гимназии. В этой работе принимают активное участие начальник инспекции по делам несовершеннолетних А.Шаранов и его сотрудники. В организации летнего отдыха детей помогает Комплексный центр социального обслуживания населения. Специалисты центра и педагоги гимназии индивидуально работают с каждой малообеспеченной, многодетной семьей, с детьми-сиротами, а также с ребятами, имеющими отклонения по состоянию здоровья. – Большую помощь в работе оказывают также врачи-педиатры городской детской поликлиники, которые с пониманием относятся к школьным проблемам, – говорит Светлана Кретова. – Кроме того, с отделом опеки и попечительства управления образования мы проводим совместные рейды в семьи из группы риска и в тесном сотрудничестве определяем судьбу детей, оставшихся без попечения родителей. Наша главная задача – допускать как можно меньше формализма в работе и ответственнее относиться к решению проблем. Мелочей здесь не бывает. Марина МУРОМЦЕВА. Фото Вадима МЯКШИНА.