В эти майские дни исполняется семь лет, как ушел из жизни человек, оставивший яркий след в культурной жизни города, – Евгений Александрович Щербаков. Многие помнят его как прекрасного фотохудожника, создателя фотоклуба «Гелиос» при Дворце культуры металлургов. Кто-то помнит как металлурга, отдавшего комбинату более 40 лет жизни, великолепного вокалиста, поэта.
Сам Евгений Александрович – не новотройчанин. Родился в Омске в 1938 году и вырос в семье военнослужащего. Из-за службы отца Александра Алексеевича семья часто переезжала – в Ачинск, Омск, Тюмень, Тоцкие лагеря, Калинин. У родителей росло четверо мальчишек: Георгий, Алексей, Юрий и Евгений, воспитанием которых занималась мама Мария Васильевна. Евгений был самым младшим. Когда началась война, старший Георгий уже учился в военном училище в Баку, Алексей — под Москвой на радиста-разведчика, Юрий, прибавив себе годы, пошел учиться на штурмана самолета.
Маленький Женя с мамой перебрались в Нижний Тагил. Именно в этом городе перед ранеными солдатами состоялось его первое сольное выступление, за которое мальчишка получил тарелку каши. Этот факт навсегда остался в памяти юного артиста. После этого он пел в школьном хоре, затем в хоре Нижнетагильского горно-металлургического техникума. Его вокальные данные отметила педагог по вокалу Лидия Николаевна Субботина. Она не только подготовила Евгения для поступления в училище им.Гнесиных, но и повезла в Москву. В училище его приняли, но из-за финансовых трудностей семьи продолжить учёбу Женя не смог.
Вернувшись в Нижний Тагил, он получил профессию металлурга, а затем прошёл практику на металлургическом комбинате. В 1957 году Евгения Александровича забрали в армию, где он служил в танковых вой-
сках. За участие в дивизионной самодеятельности был поощрен отпуском домой. Уволившись в запас, работал на заводе Нижнего Тагила, пел в местном Дворце металлургов. В 1961 году по рекомендации комсомола стал работать директором сельского Дома культуры.
В 1962 году переехал в Ново-троицк, где к тому времени уже жили родители и брат Алексей. Именно брат устроил его в мартеновский цех.
Любовь к пению привела Евгения Александровича в стены клуба металлургов (сегодня ДК металлургов). Здесь он познакомился с замечательной женщиной, педагогом, руководителем вокального коллектива Элеонорой Леонидовной Руденко. Два таланта нашли друг друга.
– Первый сольный концерт я дал с Элеонорой Леонидовной. Как я только ни выступал – пел в хоре, солистом, в дуэтах, трио, квартетах и ансамблях. Но сердце прикипело к эстрадному оркестру. С ним мы выступали в Оренбурге, в Москве перед делегатами XIX съезда ВЦСПС, – вспоминал Евгений Александрович.
Любовь к фотографии родилась еще в детстве и прошла через всю жизнь. Свой первый снимок Женя сделал, когда ему было всего 15 лет.
– Сначала фотографировал членов семьи, соседей, позже товарищей по цеху. Вывешивал снимки с изображением природы у пульта управления печей, чтобы «охладить» горячую атмосферу мартеновского цеха, – рассказывал сам Евгений Александрович.
Переехав в Новотроицк в 1962-м, уже в 1965 году организовал в городе детский фотокружок «Мгновение». Первые кружковцы – это обычные ребята из одной школы, одного двора, которых он сумел увлечь фотографией. Приходили по 40-60 человек. Часто не представляли, что фотография – это тоже труд. Иногда, чтобы сделать хорошую фотографию, нужно изрядно попотеть, да и иметь большие знания по многим чисто фотографическим вопросам. Ведь, что греха таить, в небольшом провинциальном городке фотолитературы не достать, и кроме журнала «Советское фото» поучиться было не у кого. Вот и варились в собственном соку.
Любимыми местами кружковцев стали Урал, Губерля и Аккермановка. Вместе с ними Евгений Александрович учился понимать красоту степного края, так как его, родившегося в Сибири, пленяла больше иная красота.
Во многих краях нашей необъятной Родины побывали кружковцы: в Москве и Ленинграде, Ташкенте и Тирасполе, Одессе, Череповце, карельском городе Сортавала и на святом острове Валаам. Работы клуба стали представляться на всероссийских и всесоюзных выставках, а из ребят вырастали настоящие профессионалы. В 1980 году заниматься фотографией пришли взрослые. Так появился клуб «Гелиос» – солнце. А дети по-прежнему посещали студию «Мгновение», которой руководила и до сих пор руководит супруга Евгения Александровича Ольга Иосифовна.
Творчество Щербакова как фотохудожника многогранно. Он воздал должное металлургам, городу, ветеранам. Его фотоциклы «Губерлинские березки», «Губерлинские горы», «Карагай», «Город и люди» стали заметным событием культурной жизни Новотроицка. В союзе с местным поэтом Николаем Серединым была создана удивительная двухтомная фотолетопись Оренбуржья «На груди Руси святой».
Участие в конкурсах и выставках позволяло Евгению Александровичу поддерживать хорошую творческую форму. В 2004 и 2005 годах он участвовал в международных конкурсах профессиональных фотографов в Амстердаме и получил самые лестные оценки жюри.
2005 год принес Евгению Александровичу победу во Всероссийском конкурсе «В
гармонии с природой», организованном Министерством природных ресурсов РФ. Победа была одержана в номинации «Навсегда в истории». Жюри отметило представленную им сказку о красавице Губерле и серию фотопейзажей об Оренбуржье.
За весь период творческой деятельности он участвовал более чем в 110 выставках в Москве, Ленинграде, Череповце, Вологде, Самаре, Ташкенте, Новосибирске.
Его фотографии напечатаны в книгах «Слово о Новотроицке», «Юбилей на пороге века», «Ключи и врата», журналах «Советское фото», «Сибирский успех», «Фотомагазин», буклетах футбольного клуба «НОСТА». Он был руководителем Оренбургского отделения фотохудожников России, членом двух Союзов – Союза журналистов и Союза художников России.
Имя Евгения Щербакова вошло в историю города не только как фотохудожника, металлурга, но и как поэта-песенника. Самая первая песня «Горы Губерлинские», написанная Евгением Александровичем, едва не стала гимном города. В соавторстве с А.Тепляшиным и Н.Серединым Евгением Александровичем написаны такие песни, как «НОСТА жива», «Ковыль», «Сон-трава», «Оренбургский край», «Над Новотроицком» и другие.
Евгений Александрович с большим интересом следил за творчеством своих учеников и коллег-фотохудожников. Многим знакомы имена Виктора Шитина, Вадима Мякшина, Бориса Ремарчука, Петра Чикова, Александра Козлова, Александра Тетерина, Алексея Чижикова, Сергея Седунова.
Евгений Щербаков был одарен многими талантами. Но, как в народе говорят, таланта много не бывает.
Екатерина КУЗНЕЦОВА.
Фото из семейного архива Щербаковых.