Али Бесаев пошёл в школу в пять лет, в двадцать, окончив юридический вуз, стал вначале стажёром, а затем следователем следственного комитета Новотроицкого межрайонного отдела.
Отец Али Бесаева -- Ахмет Магометович отдал службе в правоохранительных органах почти четверть века. До недавнего выхода на заслуженный отдых он долгие годы возглавлял криминальную милицию Оренбургского района, мама Маргарита Васильевна – работает судьёй в Центральном районном суде Оренбурга. Поэтому извечной для многих молодых людей проблемы кем стать в жизни для молодого человека не существовало.
-- Я с трёхлетнего возраста мечтал стать милиционером, как отец, поэтому-то и в первый класс так рано пошёл, -- говорит Али. -- Хотелось быстрее вырасти, получить образование, ловить преступников и охранять покой граждан. А если серьёзно, то в школу так рано направил дед, в доме которого в одном из посёлков Ингушетии прошли моё детство и юность. Сказал: «Али, ты уже взрослый, чем бегать на улице с утра до вечера, лучше учиться иди». А у нас принято старших слушаться.
Звёзд с неба мальчишка не хватал, но учился старательно и больших проблем с получением образования не испытывал ни в школе, ни особенно в Московской юридической академии, на третий курс которой он поступил без особого труда после получения школьного аттестата и двух лет обучения в юридическом колледже. Да это и неудивительно. Описывать место происшествия, проводить допросы, вести протоколы, квалифицировать преступления и еще многому чему, Али благодаря отцу научился задолго до поступления в вуз.
-- Я начал брать сына на сложные происшествия лет с двенадцати, -- вспоминает Ахмет Магометович. - Хотел таким образом развеять его детские представления о романтической стороне милицейской работы, но получилось всё наоборот: мальчишка влюбился в профессию.
-- Папа говорил, что три служителя закона в семье – это уже перебор, -- продолжает Али, -- однако я был не преклонен: хочу служить в милиции и всё тут!
Единственное, в чём отцу удалось убедить сына, так это в том, что кроме работы в милиции есть немало профессий, где люди с обострённым чувством справедливости могут найти применение своей энергии. Ахмет Магометович, конечно, мог бы убедить его прислушаться к своим советам и стал бы мальчишка, например, врачом или педагогом, но, видно, интуитивно почувствовал, что делать этого не стоит.
Сегодня Али Бесаев – единственный в России следователь, кому в столь раннем возрасте руководство следственного комитета РФ доверило исполнять закон. 21-летний сотрудник с ответственным поручением справляется. Однако если кто-то думает, что молодому следователю достаются исключительно «лёгкие» дела, то он глубоко ошибается. Нет, поначалу, когда в мае прошлого года Али приехал в Новотроицк, примерно так все и было – нужно же было парню по-настоящему ощутить вкус работы. Но уже через полгода руководство, видя старания Бесаева, стало поручать ему расследование и более серьёзных преступлений.
Особо сложным для Али выдался первый месяц этого года. Шутка ли – в его производстве, кроме обычных доследственных проверок и расследований рядовых преступлений, один за другим появились два сложнейших даже для опытных следователей уголовных дела. В начале января 47-летний новотройчанин, находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, избил и пытался надругаться над престарелой матерью, а в середине месяца 13-летние подростки жестоко избили бездомного мужчину. Потерпевший умер мучительной смертью.
-- Я до сих пор нахожусь в шоке от увиденного и услышанного, -- рассказывает Али Бесаев. -- Не могу понять, как такое возможно. Издевавшийся над матерью гражданин сознался в совершённом им преступлении и сегодня надёжно изолирован от нормальных людей в СИЗО. А вот с юными преступниками много неясностей. Школьники по обстоятельствам произошедшего дают противоречивые показания и валят вину то друг на друга, то на неизвестных лиц.
«С первого мига проявляй к человеку искренний интерес, старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живёт, что собой представляет. Тут, конечно, надо напрячься до предела. Но коли сможешь, он тебе всё расскажет» - говаривал в известном фильме легендарный Глеб Жеглов. Для Али советский телесериал «Место встречи изменить нельзя» – главное пособие по расследованию преступлений. Молодой следователь крепко-накрепко запомнил слова напутствия любимого героя и старается применять их на практике. 47-летнего преступника, поднявшего руку на мать, Бесаев, например, разговорил благодаря именно жегловской тактике. Обвиняемый настолько проникся доверием к интересующемуся его жизнью следователю, что тут же сознался во всех грехах. Оказалось, что мужчина уже был судим и успел отсидеть 10-летний срок. Но тогда он вообще отказался отвечать на любые вопросы следователя и отправился в колонию, не признав вины. Бесаеву же заявил, что приговор тот был справедлив, а молчал он, потому что правоохранители вели себя грубо: кричали, угрожали…
Срабатывает жегловский метод и на допросах с беспринципной, ищущей лёгкой наживы и агрессивно настроенной молодёжью.
-- Али во многом преуспел, -- утверждает следователь по особо важным делам и одновременно его наставник Александр Ганеев. -- У него многое получается, но чтобы стать профессионалом, нужно работать, работать и ещё раз работать. А трудолюбия Бесаеву не занимать.
Александр Трубицын.
Фото автора.