Гвардеец труда. Новотроицк

Светлана Артемьева: «Хочу, чтобы внучки стали педагогами»

Верно говорят, судьбу не обманешь, не обскачешь, не перепрыгнешь. Написано тебе на роду быть, предположим,  учителем – ты им станешь.
Жизнь директора гимназии, Заслуженного учителя РФ, Почетного гражданина Новотроицка Светланы Александровны Артемьевой – лучшее тому доказательство.

Светлана Артемьева: «Хочу, чтобы внучки стали педагогами»

Погоду в доме всегда делает женщина, мать, хозяйка. Учительский дух  в семье Рогачевых исходил от матери Марии Васильевны, отдавшей школе более 40 лет. Светлана Александровна, сама уже мать двух взрослых дочерей, бабушка двух внучек, вспоминает:
– Семья Рогачевых считалась многодетной: нас у родителей было трое. Мама одинаково любила всех. В доме всегда царила атмосфера добра. Но и строгость была в почете. Ведь строгость, привычка к порядку – это в определенном смысле тоже доброта. Нас с детства приучали к труду. Как старший ребенок в семье, я была первой маминой помощницей – что за младшими братом и сестрой присмотреть, что в доме прибраться. Физически нас не наказывали. Наказание выражалось в ограничении в чем-то.  Отец никогда грубого слова не сказал. У него тон был такой, что  понимали все с первого раза.
Это очень похоже на Александра Николаевича. Он прожил нелегкую жизнь, за спиной дороги Великой Отечественной, прошел школу партийной работы, был руководителем крупного городского автопредприятия. Умел поддержать человека в трудную минуту, наладить дисциплину в большом коллективе, а уж удержать собственных ребятишек проблем больших для него не составляло.
Учительницей себя Светлана не видела, хоть всю жизнь прожила в этой атмосфере. Врачом – да, причем хирургом. Хотелось помогать людям «радикально». Но в мединституте не набрала нужного количества баллов, ее  взяли вольнослушателем до первой сессии. Параллельно училась в музыкальном училище на дирижерско-хоровом отделении. Но что это за образование – ни два ни полтора? Александр Николаевич со свойственной ему категоричностью заявил: «Пока я жив, получишь высшее образование, а потом поступай, как хочешь».
Светлана забрала документы и отдала их в Орский пединститут, на филфак.
Почему выбрала русский и литературу, раз не случилось с медициной?
– Любила книжки читать, – просто отвечает моя собеседница. – Я читала запоем. Любила фантастику.
Наверное, с тех пор в девчонке проявилось желание, стремление какие-то почти фантастические вещи претворять в жизнь.
На формирование Светланы как педагога большое влияние оказали ее школьные учителя. В самом деле, это были яркие личности, профессионалы в своем деле.
– Директор школы Владимир Иванович Павлов не  требовал от ученика невозможного, видел, кто физик, кто лирик. Он учил всему – не только математике. Преподаватели русского языка и литературы Евдокия Яковлевна Кузьмищева и Валентина Михайловна Кохан являлись образцом культурного поведения и общения. Преподаватель русского языка и литературы Аркадий Павлович Цейтлин, физик Игорь Иванович Белов, математик Александр Викторович Исайчев – да все ставили перед учениками очень высокую планку, давали прекрасные жизненные уроки.
В институте Светлана считалась сильной студенткой, теоретическая подготовка была хорошей. Но как применить ее на практике? Первый урок запомнился на всю жизнь. Было это на третьем курсе. Вроде бы и страха особого нет. И все-таки накануне она, стоя перед зеркалом, репетировала, как войдет, как встанет к учительскому столу, что скажет классу, рассчитала все до секунды, как учили в институте, а в голове одна мысль: «Ой, только бы не выглядеть смешной». Нет, не оконфузилась, более того, быстро нашла общий язык с ребятами.
В восемнадцатую школу пришла на преддипломную практику. Ее сразу начали ставить на замену. Благо знания были. Но чтобы стать «своим учителем», этого было мало. Мама посоветовала: «Ты заинтересуй детей чем-нибудь». Она взяла Высоцкого, патриотическую лирику. В середине 70-х годов поэт был запрещен, тем более для изучения в школе. Ей на это указывали не раз. Но Светлана была человеком упрямым, отпиралась, убеждала: это ведь патриотическое творчество. Ребята собирались во второй половине дня, изучали творчество  поэта, сами искали записи стихов и песен, на занятиях слушали их. Как-то в школе проходило городское совещание учителей, а сквозь стены слышался хриплый голос артиста: «Опять Рогачева Высоцкого гоняет».
Сегодня кому-то те экзерсисы начинающего педагога покажутся смешными. А если говорить серьезно, возможно, именно тогда появлялись первые ростки того, что сегодня мы называем федеральным государственным образовательным стандартом.
Директорство в девятнадцатой школе свалилось на нее неожиданно в 1984 году. Восемнадцатая стала уже родной, все-таки тринадцать лет ей отдано – и вдруг все начинать с нуля. Владимир Иванович Павлов, ставший к тому времени заведующим гороно, сказал коротко: «Светлана, так надо. Посоветуйся с отцом». Александр Николаевич, имевший большой жизненный опыт, пообещал: «Помогу. Я напишу тебе упоминальник, что надо делать, как себя вести. Иди». И она согласилась с тайной мыслью через полгода – год уйти в двенадцатую школу. Но…
А как, спрашиваю, пришла к мысли о гимназии?
– Я человек деятельный, мне все время чего-то хочется нового. У нас в школе не было актового зала. Шефы – коллектив обжимного цеха – сделали проект. Тогда это были большие деньги. Но до строительства дело не дошло. Владимир Алексеевич Горохов, заместитель главы города по социальным вопросам, посоветовал: «Строительство – дело небыстрое, ты лучше поезжай в Оренбург, посмотри там гимназию». Так и сделали, поехали, посмотрели, примерили требования на себя, подготовили документы. И в 1990 году девятнадцатая школа первой в городе получила статус гимназии.
Это был трудный и в то же время очень интересный период. Мы начали осваивать системный подход в обучении и управлении – то, что сейчас внедряется в практику работы школ. К руководству исследовательской деятельностью привлекли научную группу Орского пединститута, с нами работали доктор наук, профессор Валентина Ивановна Земцова, старший преподаватель ОГПИ Лидия Васильевна Мищерина, кандидат наук Ида Ильинична Уткина. Сейчас нашим куратором является доктор наук Елена Радифовна Иванова. Была разработана система кружковой работы во второй половине рабочего дня. Это была некая модель ФГОСа. То есть гимназия уже тогда работала на будущее.
Новотроицкая гимназия не была классической в чистом виде, где превалирует гуманитарное, филологическое направление. Было решено сделать ее разнопрофильной. Разработали культурологический профиль, добавили физико-математический.  Это объясняется тем, что город наш все-таки промышленный и точные науки тоже востребованы.
Гимназия до сих пор сохранила три профиля – гуманитарный, химико-биологический и физико-математический.
– На будущий год мы ставим себе новые задачи, – говорит Светлана Александровна. – Профили будут делиться по направлениям. 15 обязательных часов включаются в расписание, а затем дети делятся на группы и изучают дополнительно те предметы (круг их мы обязательно расширим), которые будут необходимы им в будущем. Скорее всего, будут создаваться универсальные классы.
За 27 лет существования гимназический дух сохранился, и задача осталась та же – развитие интеллекта,  воспитание культуры общения, доброе отношение, сострадание к человеку. Здесь каждому воспитаннику дается шанс проявить себя. Многие занимаются по дистанционным программам с вузами Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, защищают свои проекты, а потом печатаются в сборниках. Только в последние два года работы гимназистов и  учителей публиковались в сборниках «Юность. Наука. Культура», «Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России». Без сомнения, это предмет гордости педагогов, руководителя – то, о чем можно только мечтать.
– Достигнуть цели очень тяжело, – считает Светлана Александровна. – Потому что впереди постоянно маячит что-то новое, которое хочется постичь. Не покидает ощущение: что-то недоделала. И в то же время  смотрю на наших учеников: какие  они добрые, умные, профессиональные – и понимаю, что труд наш не пропал.
Школа – такое место, где соединяются интересы разных групп – учеников, учителей, родителей, руководства, общественности. На вопрос, кому  как руководитель она отдает приоритет, Артемьева отвечает не задумываясь: «Однозначно и безоговорочно ученикам. Я всегда говорю коллегам: не ученики для нас, а мы для учеников. Первый – всегда ученик, второй – учитель, все остальные – потом».
Сейчас в школе работают уже дети Светланы Александровны – третье поколение учителей семьи Рогачевых.
– О чем мечтаете? – спрашиваю ее напоследок.
– Хочу, чтобы мои внучки стали учителями.

СПРАВКА «ГТ»
За время существования гимназия выпустила более 2,5 тысячи учащихся. Из них 315 медалистов.