С тех пор, как человек осознал скоротечность жизни, ему захотелось жить долго, может быть, вечно. И хотя многие люди не знали толком, что им делать со своей единственной, такой короткой жизнью, мечта о бессмертье всегда владела умами человечества. Эта мечта примиряла людей с чужой смертью и своей жизнью, порою невыносимой.
Очень часто парадокс человеческого существования заключается в том, что счастливые по жизни люди легко мирятся со своим уходом, а страдальцы хотят продлить жизнь в горькой надежде на лучшие дни. Порой и надежда уже умерла, а человек все равно цепляется за жизнь, как будто мучения дают ему право на вечность. И недаром в христианской религии вечное блаженство ожидает тех, кто больше страдал в земной жизни.
Воображение человека всегда опережало действительность. Его мечты часто носили сказочный характер. В самом деле, нельзя же назвать мечтателем крестьянина, который хочет собрать осенью хороший, но вполне реальный урожай. А ведь порою эти скромные желания из-за перепадов погоды превращались в настоящие мечты. Простая девушка, желающая выйти замуж за царевича, конечно же, мечтательница, а вот желание стать женой первого парня на селе уже ближе к реальности. И не важно, что порой простые девушки становились и царицами, и дворянками, а любовь к первому парню на селе превращалась в несбыточную мечту и драму всей жизни.
Бесплодные мечтания часто становились поводом для осмеивания, а сами мечтатели преследовались обществом как опасные безумцы. Об этом в свое время ярко написал французский поэт Пьер-Жан Беранже в стихотворении «Безумцы»:
Оловянных солдатиков строем
По шнурочку равняемся мы.
Чуть из ряда выходят умы:
«Смерть безумцам!» – мы яростно воем;
Поднимаем бессмысленный рев…
И преследуем, и убиваем, –
А потом мавзолей воздвигаем,
Человечества славу прозрев…
В Новый мир по безвестным дорогам
Плыл безумец навстречу мечте,
И безумец висел на кресте,
И безумца назвали мы Богом!
Если б только земли нашей путь
Осветить наше солнце забыло, –
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!
Современные юмористы любят потешаться над русскими народными сказками, где якобы проявляется извечная мечта нашего народа о халяве. Но никто не задался целью выяснить, а как вообще сказочные мечты влияли на развитие науки. Самоходная русская печь, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт рано или поздно воплотились в реальные автомобили, паровозы, самолёты и «другие долгие дела». Прямую связь между сказкой и былью провести, конечно, трудно, но если бы не было зерна самой идеи, появились бы когда-нибудь реальные ростки?
Мечта о бессмертье проложила дорогу в космос. Основоположником идеи стал русский мыслитель Николай Федорович Федоров (1829-1903). По происхождению он был незаконнорожденным сыном князя П.И.Гагарина, появился на свет в имении отца в Тамбовской губернии. Фамилию и отчество получил по имени крёстного отца. Закончив одесский Ришельевский лицей, сам зарабатывал на жизнь, преподавая в уездных училищах. С 1874 года работал в Румянцевском музее (будущая Государственная библиотека имени Ленина) в Москве. Общался со многими русскими мыслителями: Л.Толстым, В.Соловьёвым, В.Кожевниковым и другими.
Две идеи постоянно вдохновляли Федорова: братское единение людей и борьба со смертью. Эти идеи легли в основу его труда «Философия общего дела». Он верил в науку и полагал, что человечество в конце концов сумеет не просто достичь бессмертия, но и воскресить все былые поколения. Федоров писал: «Жизнь, конечно, есть дар, и напрасный и случайный, нужно прибавить – и бесцельный, если только он не будет выкуплен трудом, объединенным в общей цели, – для человека дорого лишь то, что он сам выработал, приобрёл трудом».
Федоров верил в безграничные возможности человечества, разумное преобразование природы, выход человека в космическое пространство. Для него освоение космоса являлось прикладным делом: другие планеты нужны были для того, чтобы расселить на них бессмертное человечество. В жизни мыслитель был аскетом и фанатиком. Мир будущего, который он изображает, многим может показаться ужасным, поскольку он лишён живых человеческих радостей и красок. Его идеи притягивали и отталкивали одновременно. Но основная мысль оказалась верной. Ведь речь идет об идеале, о мечте, вдохновляющей человечество на великие свершения, сплачивающей людей и всех мыслящих созданий Вселенной в единое братство.
Мечтатель Федоров стал пророком космической эры. Идея освоения космического пространства нашла продолжателей в русском обществе. Среди последователей Федорова был и К.Э.Циолковский, который позже написал вдохновенные слова: «Земля – колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!» А реальный прорыв в космос совершил 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин. Возможно, не случайно первый космонавт мира является однофамильцем первого русского космиста, поскольку по настоящему отцу Федоров тоже был Гагариным.