Гвардеец труда. Новотроицк

Мечта о бессмертье

Мечта о бессмертье
С тех пор, как человек осознал скоротечность жизни, ему захотелось жить долго, может быть, вечно. И хотя многие люди не знали толком, что им делать со своей единственной, такой короткой жизнью, мечта о бессмертье всегда владела умами человечества. Эта мечта примиряла людей с чужой смертью и своей жизнью, порою невыносимой. Очень часто парадокс человеческого существования заключается в том, что  счастливые по жизни люди легко мирятся со своим уходом, а страдальцы хотят продлить жизнь в горькой надежде на лучшие дни. Порой и надежда уже умерла, а человек все равно цепляется за жизнь, как будто мучения дают ему право на вечность. И недаром в христианской религии вечное блаженство ожидает тех, кто больше страдал в земной жизни. Воображение человека всегда опережало действительность. Его мечты часто носили сказочный характер. В самом деле, нельзя же назвать мечтателем крестьянина, который хочет собрать осенью хороший, но вполне реальный урожай. А ведь порою эти скромные желания из-за перепадов погоды превращались в настоящие мечты. Простая девушка, желающая выйти замуж за царевича, конечно же, мечтательница, а вот желание стать женой первого парня на селе уже ближе к реальности. И не важно, что порой простые девушки становились и царицами, и дворянками, а любовь к первому парню на селе превращалась в несбыточную мечту и драму всей жизни. Бесплодные мечтания часто становились поводом для осмеивания, а сами мечтатели преследовались обществом как опасные безумцы. Об этом в свое время ярко написал французский поэт Пьер-Жан Беранже в стихотворении «Безумцы»: Оловянных солдатиков строем По шнурочку равняемся мы. Чуть из ряда выходят умы: «Смерть безумцам!» – мы яростно воем; Поднимаем бессмысленный рев… И преследуем, и убиваем, – А потом мавзолей воздвигаем, Человечества славу прозрев… В Новый мир по безвестным дорогам Плыл безумец навстречу мечте, И безумец висел на кресте, И безумца назвали мы Богом! Если б только земли нашей путь Осветить наше солнце забыло, – Завтра ж целый бы мир осветила Мысль безумца какого-нибудь! Современные юмористы любят потешаться над русскими народными сказками, где якобы проявляется извечная мечта нашего народа о халяве. Но никто не задался целью выяснить, а как вообще сказочные мечты влияли на развитие науки. Самоходная русская печь, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт рано или поздно воплотились в реальные автомобили, паровозы, самолёты и «другие долгие дела». Прямую связь между сказкой и былью провести, конечно, трудно, но если бы не было зерна самой идеи, появились бы когда-нибудь реальные ростки? Мечта о бессмертье проложила дорогу в космос. Основоположником идеи стал русский мыслитель Николай Федорович Федоров (1829-1903). По происхождению он был незаконнорожденным сыном князя П.И.Гагарина, появился на свет в имении отца в Тамбовской губернии. Фамилию и отчество получил по имени крёстного отца. Закончив  одесский Ришельевский лицей, сам зарабатывал на жизнь, преподавая в уездных училищах. С 1874 года работал в Румянцевском музее (будущая Государственная библиотека имени Ленина) в Москве. Общался со многими русскими мыслителями: Л.Толстым, В.Соловьёвым, В.Кожевниковым и другими. Две идеи постоянно вдохновляли Федорова: братское единение людей и борьба со смертью. Эти идеи легли в основу его труда «Философия общего дела». Он верил в науку и полагал, что человечество в конце концов сумеет не просто достичь бессмертия, но и воскресить все былые поколения. Федоров писал: «Жизнь, конечно, есть дар, и напрасный и случайный, нужно прибавить – и бесцельный, если только он не будет выкуплен трудом, объединенным в общей цели, – для человека дорого лишь то, что он сам выработал, приобрёл трудом». Федоров верил в безграничные возможности человечества, разумное преобразование природы, выход человека в космическое пространство. Для него освоение космоса являлось прикладным делом: другие планеты нужны были для того, чтобы расселить на них бессмертное человечество. В жизни мыслитель был аскетом и фанатиком. Мир будущего, который он изображает, многим может показаться ужасным, поскольку он лишён живых человеческих радостей и красок. Его идеи притягивали и отталкивали одновременно. Но основная мысль оказалась верной. Ведь речь идет об идеале, о мечте, вдохновляющей человечество на великие свершения, сплачивающей людей и всех мыслящих созданий Вселенной в единое братство. Мечтатель Федоров стал пророком космической эры. Идея освоения космического пространства нашла продолжателей в русском обществе. Среди последователей Федорова был и К.Э.Циолковский, который позже написал вдохновенные слова: «Земля – колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!» А реальный прорыв в космос совершил 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин. Возможно, не случайно первый космонавт мира является однофамильцем первого русского космиста, поскольку по настоящему отцу Федоров тоже был Гагариным.
Этот сайт использует сбор метрических персональных данных. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с обработкой персональных метрических данных.