Гвардеец труда. Новотроицк

В гармонии с миром и собой

Родина Темирхана Искулова – поселок Аккермановка. Здесь он родился в 1941 году, вырос и  знает каждый уголок в его окрестностях. Здесь сформировался его характер, и с малых лет были привиты чувство долга, уважительное отношение к людям,  традициям и к памяти предков.

В гармонии с миром и собой

Много лет спустя  именно эти качества привели Темирхана Нурмахановича на пост председателя приходского совета новотроицкой мусульманской религиозной организации. И хотя вот уже год, как он уступил это место своему бывшему заместителю Руслану Магомедову, в отставку все же не вышел, а продолжает активно участвовать в работе совета, оставаясь правой рукой нынешнего председателя. В этом году Темирхан Искулов отметил свой 75-летний юбилей.
– Я был слишком мал, чтобы помнить военные годы, но в числе моих первых воспоминаний – как горевала бабушка по своему младшему сыну, моему дяде. Он воевал, был тяжело ранен и в марте 1945 года умер в госпитале в Перми. Через несколько лет не стало и бабушки. Мне, совсем еще ребенку, она оставила завет найти могилу ее сына, когда подрасту. Я всегда держал бабушкин  наказ в душе и в прошлом году все же выполнил его, – рассказывает Темирхан Нурмаханович. – Мой дядя попал на фронт в 19 лет. Умер, когда ему было немного за двадцать. Ни своей семьи, ни детей у него не было, поэтому я считал своим долгом почтить его память на месте захоронения. Через Центральный архив Министерства обороны узнал, где он похоронен, и вместе с братом, детьми и внуками мы побывали в Перми. Нам было очень приятно, что на воинском кладбище могила нашего родственника ухожена. Вокруг чистота, рядом монумент – скорбящая мать – и маленькая церковь, где нас тепло встретили. Пусть через много лет, но я привез горсть земли с могилы дяди на родину и сделал все как положено не просто из чувства долга, а по велению души.
В семье  Искуловых Темирхан был старшим из четверых детей. После войны родились сестра и два брата. Отец трудился чернорабочим на руднике, на фронт его не призвали по брони, но дома его почти не видели. С ранних лет Темирхан тоже был вынужден работать. Летом – на сенокосе, потом помогал делать саман, пристраиваясь то к одной бригаде, то к другой. Город строился, саман был главным строительным материалом, землянки и дома из него получались теплыми. Так за лето к началу занятий мальчик обеспечивал себя одеждой. И можно сказать, что Новотроицк строился и его руками тоже, тогда еще совсем молодыми.
В седьмом классе юному, но ответственному Темирхану пришлось оставить школу, надо было зарабатывать, помогать матери растить младших детей. Но остаться без образования он все же не хотел и в 16 лет поступил в вечернюю школу, которая находилась на территории нынешнего парка. Автобуса не было, и  из Аккермановки в любую погоду упорный юноша ходил на занятия пешком, а после уроков – точно так же обратно.  Зато, окончив школу, смог поступить во Всесоюзный заочный политехнический институт.
– В армию меня не взяли из-за плоскостопия, устроился на Аккермановский рудник, – вспоминает Темирхан Нурмаханович. – Специальности – никакой, и я начинал уборщиком, потом развозил на машине воду, затем работал слесарем по ремонту горного оборудования. Но была цель стать электриком, я и учился на инженера-электрика, поэтому при первой же возможности мечту свою осуществил – устроился электромонтером контактных сетей рудника, потом – электриком на дробильно-сортировочной фабрике №2. Я жил в Аккермановке, но видел, как постепенно поднимался город. Хорошо помню, как строили вокзал,  дом напротив него, гостиницу «Металлург» и Дворец металлургов – мимо этой стройки я ходил в вечернюю школу. А еще раньше помню улицу Железнодорожную, когда она была вымощена известковым камнем. Через перекресток с ней, где на улице 1 Мая сейчас находится УКХ,   ходили через мост на базар, который был в районе нынешнего термотравильного цеха.
Из Аккермановки в Новотроицк Темирхан Искулов переехал в 1977 году. К тому времени у него уже была семья, подрастали сын и дочь. Со своей супругой, Хамидой Галимжаевной, наш герой познакомился в Белошапке, где девушка работала после окончания педучилища. Она стремилась к знаниям не меньше, чем ее муж. Окончила пединститут и затем 35 лет проработала учителем в аккермановской школе-интернате.
В 1980 году Искулова пригласили мастером на металлургический комбинат, в строящийся  электросталеплавильный цех. Через два года, когда цех сдали в эксплуатацию, он был уже старшим мастером печного пролета.
– Я всегда много работал и старался ответственно относиться к любому делу, – рассказывает Темирхан Нурмаханович. – Некоторое время был заместителем главного инженера по технике безо-
пасности на коксохимическом производстве. Но все же хотел работать по специальности, и по моей просьбе меня перевели электриком цеха, а уже через несколько лет я стал главным энергетиком коксохимпроизводства. Перед пенсией перешел в цех подготовки производства заместителем начальника и оттуда ушел на заслуженный отдых.
Но отдыхать в прямом смысле, конечно, не стал. Не умея сидеть без дела, занялся предпринимательством. И хотя бизнес тоже требовал немало усилий и времени, все же появилась возможность больше внимания уделять душе.
– Как и все мое поколение, я вырос во времена атеизма, но моя мать была богобоязненным человеком, знала много сур из Корана наизусть. И постепенно я, наверное, внутренне дорос до того, что мне стало это интересно, – говорит Темирхан Нурмаханович. –  В конце 80-х годов нашел литературу и принялся самостоятельно изучать арабский язык. Начал понемногу читать. Потом, уже на пенсии,  пришел в мечеть, стал ее посещать, познакомился с людьми. Но на душе было неспокойно оттого, что  в то время в мечети не было мира и единства. Постоянно менялись имамы, в совете при мечети то и дело возникали какие-то споры и разногласия. И так получилось, что меня избрали председателем приходского совета, а заместителем – Руслана Магомедова. Мы стали вместе работать, и, насколько я могу судить, за шесть лет нам удалось избавиться от прежних дрязг и добиться того, что мечеть действительно стала территорией мира, объединяющей одной верой людей разных национальностей.
– Нам важен опыт нашего аксакала. Темирхан-ага – уважаемый, честный и принципиальный человек. Он умеет найти нужные слова, чтобы организовать людей, объяснить им, как следует поступить, – говорит председатель местной мусульманской религиозной организации Руслан Магомедов. – С   1999 года, когда в Новотроицке при спонсорской помощи металлургического комбината была построена мечеть, и до 2008-го у нас сменилось семь имамов. Люди часто приходили к закрытой двери, чего не должно быть. Кроме того, надо было вести хозяйственные дела, строить дом обрядов. К сожалению,  долгое время в мечети не было должного порядка. Все изменилось с приходом Темирхана Искулова. Совместными стараниями мы оформили документы на здание и землю, которая относится к мечети. Для этого пришлось приложить немало усилий,  поработать с архивами, восстановить часть документов. Постепенно хозяйственные вопросы были решены. Теперь новотроицкую мечеть возглавляет грамотный имам Асадуло-хазрат Ходжаев. Он является приверженцем традиционного ислама и не поддерживает радикальных течений. Это очень важно,  ведь все мы хотим, чтобы мир и согласие  не покидали наш  город.
Путь к вере у каждого свой. Но он всегда приводит человека к гармонии с миром и с самим собой. Не без гордости Темирхан Искулов рассказывает о том, что младший из его четырех внуков уже знает три суры из Корана – его учит бабушка. Хамида Галимжаевна тоже  из семьи, где веру всегда чтили.
– Отец моей матери совершил хадж и еще до войны отсидел за это в тюрьме в Актюбинске, – рассказывает Темирхан Нурмаханович. – К счастью, те времена прошли. Сегодня никому не воспрещается верить. Важно только сохранять в своей душе мир, с уважением и терпимостью относиться к другим религиям. Приятно отметить, что именно такое отношение к мусульманам я вижу в нашем городе. Одно из подтверждений тому – выделение площади под новое мусульманское кладбище.  Это очень важно для нас, ведь согласно обычаям каждый человек должен быть похоронен на своей родине с соблюдением строгих канонов, которые переданы нам от наших предков.