Гвардеец труда. Новотроицк

От метрических книг – к компьютерным технологиям

Служба ЗАГС России отмечает свое 100-летие. Позади долгий и не всегда легкий путь, на заре которого были проблемы с элементарной грамотностью сотрудников, нехваткой чернил и бумаги. Сегодня же при регистрации актов гражданского состояния используются новейшие технологии, и подать заявление в ЗАГС можно через Интернет.

Более 30 лет отдел ЗАГС администрации Новотроицка возглавляет Галина Бахарева, которая любит свою работу и считает ее чрезвычайно важной для каждого человека в отдельности и для государства в целом.

От метрических книг – к компьютерным технологиям

В зеркале цифр

– Информация, которая хранится в архивах органов ЗАГС, – это очень ценный материал не только для граждан, в отношении которых составлены записи, но и для государства, для истории, для исследований, – говорит Галина Васильевна. – В ЗАГСах сохранилась, пожалуй, одна из самых старых и стройных документационных систем, которая существует в России еще с петровских времен. После революции 1917 года в архивы ЗАГС были переданы метрические книги. И с того момента, как церковные органы перестали регистрировать рождение, венчание и смерть, на местах начали производить записи актов гражданского состояния.
В архиве новотроицкого ЗАГСа хранится более тысячи книг, начиная с 1903 года по настоящее время. В них на данный момент 283 тысячи актовых записей. По сведениям, которые отражаются здесь, можно составить историю конкретной семьи, а если взглянуть масштабно, то и города. К примеру, с 1920 по 1939 год было внесено всего 1600 записей о рождении, браке, смерти жителей Хабарного и ближайших хуторов. Новотроицка еще не было.
В 40-е годы, включившие войну, начало строительства комбината и города, в архиве имеется уже 10 тысяч записей. Из них 2 тысячи – о заключении брака, 5 тысяч – о рождении и всего 22 актовые записи о расторжении брака.
– А вот если заглянем в 50-е годы, то увидим, что количество записей выросло уже до более 30 тысяч. За то десятилетие зарегистрировано 8 тысяч браков, 16 тысяч рождений, – отмечает Галина Бахарева. -- Сама собой рисуется картина: в город приезжали молодые люди, они встречались, влюблялись, создавали семьи, рождались дети. Рождаемость в те годы превышала смертность в пять раз. И такие же пропорции при увеличении общего объема сохранялись в следующие три десятилетия, на которые выпал расцвет Новотроицка.
Снижением рождаемости, увеличением смертности и числа разводов отразился в записях актов гражданского состояния в Новотроицке экономический спад 90-х годов. Впрочем, такая картина характерна не только для нашего города.

Новые технологии – в помощь

– В нынешний юбилей мы не только празднуем, но и очень активно и много работаем, – рассказывает Г.Бахарева. – В связи с большими изменениями в законодательной базе и в принципе в нашей работе сейчас мы нацелены на то, чтобы подготовить отдел к работе с 2018 года в новых условиях. На уровне правительства принято решение о том, что создается общероссийский ресурс – Единый государственный реестр. Все акты гражданского состояния будут регистрироваться в нем, и вся страна будет работать в одной системе. Поскольку это новая программа, соответственно, у нас и новые требования к работе, новые бланки актовых записей и свидетельств. Все наши сотрудники прошли обу-
чение в Орске. Нас обеспечили новой техникой, высокоскоростным Интернетом. Не будет преувеличением сказать, что столетие органов загс мы встречаем с поистине революционными преобразованиями в техническом отношении. До 2020 года стоит задача перенести в государственный реестр все записи, которые хранятся в органах ЗАГС с 1926 года. Предварительную большую работу мы уже проделали, перенесли сведения с бумажных носителей в электронную базу. Теперь все еще раз выверяется, и все записи будут занесены в единый реестр. Это очень большая и ответственная работа. Но при этом бумажный архив у нас все же останется.
Одна из целей программы – упростить для граждан обращение в органы ЗАГС и получение необходимых справок. Введение единого реестра позволит также экономить время людей. Например, человек родился в одном городе, живет за тысячи километров от него, в другом месте, потерял свидетельство о рождении, ему нужен дубликат. Сейчас это делается через запрос, и пока придет ответ, может пройти не одна неделя. С введением в работу единого государственного реестра новый документ выдается в тот же день по месту обращения в органы ЗАГС. Кроме того, система объединит разные службы, и людям уже не придется, к примеру, обращаться в ЗАГС, чтобы предоставить справку в Пенсионный фонд – всю необходимую информацию в фонде получат из реестра.
Уже сейчас через портал государственных услуг в ЗАГС можно записаться на регистрацию рождения, для подачи заявления о вступлении в брак и о его расторжении. К тому же, подавая заявление через госуслуги, человек может на 30 процентов дешевле заплатить госпошлину, а также самостоятельно выбрать день и время регистрации.

Рядом – в горе и в радости

Работа в органах ЗАГС – это кропотливый труд с документами, который требует особого внимания и аккуратности. Это умение сопереживать и сочувствовать людям в трудные минуты, радоваться с ними в самые лучшие их дни.
С неизменной теплотой говорит Галина Васильевна о ветеранах службы – тех, кто долгие годы работал в новотроицком отделе ЗАГС. Это Галина Ивановна Редькина, Марина Александровна Иванова, Наталья Александровна Деревенько.
– Сегодня у нас достаточно молодой, сплоченный коллектив. Хотелось бы поблагодарить всех, кто в разные годы работал здесь, а также тех, кто трудится сейчас, за верность делу, которому мы служим. Люди обращаются к нам в такие моменты, когда не могут без нас обойтись, и по роду своей деятельности мы прикасаемся к их счастью и несчастью, конечно, это требует особого отношения. И спасибо всем нашим сотрудникам, потому что они очень хорошо понимают, где работают.
В преддверии юбилея службы все новотройчане, приходившие на торжественные мероприятия в ЗАГС, могли оставить свои пожелания его сотрудникам. Многие воспользовались такой возможностью, пожелав профессиональных успехов и счастья в личной жизни – того, что сами сотрудники всегда желают каждому, кто заходит во Дворец торжеств.

Анна Симонова.