Этот день – 12 апреля 1961 года – ворвался в нашу жизнь по-весеннему широко и празднично. Я учился в Саратовском университете, и мы, филологи, собрались в аудитории, где был включен на полную громкость радиоприемник, слушали сообщение ТАСС. Звучал голос Левитана: в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль «Восток», пилотируемый майором Юрием Гагариным.
Каждого из нас переполняло чувство гордости за свою страну, за свой народ, за нашу науку.
С нетерпением ждали мы очередных сообщений ТАСС. И вот по радио снова звучит голос Левитана: облетев планету на космическом корабле «Восток», Юрий Гагарин приземлился в заданном районе Советского Союза. Но где именно он совершил посадку, об этом почему-то не говорилось. Между тем народная молва вскоре разнесла весть: космический корабль приземлился где-то совсем рядом, в Саратовской области.
На третий день после того, как мир узнал о подвиге Гагарина, приезжаю домой, в село Терновку, где я родился и вырос. Село наше старинное, находится на левом берегу Волги, километрах в двадцати пяти юго-западнее города Энгельса. Первым, кого я встретил на сельской улице, был учитель Александр Петрович Калашников.
– А ты разве не знаешь? – удивился он. – Гагарин приземлился у нас, рядом с Терновкой, чуть в стороне от автодороги, недалеко от Галянового сада. Позавчера у нас тут такое было, что словами не передать. Вся Терновка всколыхнулась: «Гагарин к нам прилетел!» Такого ликования у нас давно уже не было. Туда, в сторону автодороги, бежали люди не только из нашей Терновки, но также из соседних сел – Подгорного, Смеловки, Узморья.
Александру Петровичу приятно было осознавать, что величайшее событие в истории человечества коснулось своим крылом нашей сельской околицы.
– Это фантастика – облететь земной шар всего за полтора часа! – сказал он. – Скорость ошеломляющая. И когда в небе над Волгой показались парашюты, а к ним подвешено что-то круглое, у нас тут сразу догадались: это, наверное, и есть корабль «Восток». И было, конечно, удивление: только что по радио говорили, что Гагарин где-то над африканским континентом, а он уже здесь, над Волгой.
Я слушал Александра Петровича и с досадой думал: если бы я приехал домой утром двенадцатого апреля, то мог бы своими глазами увидеть Юрия Гагарина, посмотреть, что собой представляет космический корабль «Восток».
Разговаривая с односельчанами, которые были свидетелями этого необычного события, я, к сожалению, тогда никаких записей не вел. Времени с тех пор прошло немало, многие подробности подзабылись, поэтому я буду говорить не только о том, что услышал от своих односельчан, но и воспользуюсь некоторыми воспоминаниями, опубликованными в те годы.
Возвращение из космоса для Гагарина было удачным. Оттуда, из заоблачных высот корабль шел стремительно, спуск производился в автоматическом режиме. И даже при какой-нибудь секунде просчета «Восток» мог угодить в Волгу. Но, к счастью, этого не произошло.
Гагарин благополучно ступил на землю. А корабль опустился на возвышенности, среди вспаханного под зябь поля. Приземлился он в нескольких десятках метров от глубокого оврага, в котором шумела талая вода.
Первыми увидели Гагарина после его приземления Анна Акимовна Тахтарова, жена лесника, и ее шестилетняя внучка Рита. С утра Анна Акимовна копалась в огороде, радио не слушала, поэтому ведать не ведала о том, что в космосе – советский корабль, пилотируемый Гагариным. Скоро полдень, пора отводить внучку домой. И вдруг девочка воскликнула:
– Бабушка, смотри, смотри!
По полю шел в их сторону человек в ярко-оранжевом скафандре. Потом уже Анна Акимовна вспоминала: в ту минуту, когда она увидела человека, одетого странно, не по-нашему, она от неожиданности растерялась, поглядывала на необычного пришельца настороженно. Ее даже оторопь взяла. Но вот человек подошел к ним поближе, снял гермошлем, сказал:
– Здравствуйте. Вы – первые, кого я встретил после полета.
И у Анны Акимовны отлегло от сердца. Могла ли подумать тогда она, что в дальнейшем ее будут расспрашивать журналисты об этой встрече, и она, жена лесника, ее внучка Рита и пятнистый теленок, который стоял недалеко от них в то утро, войдут в репортажи, очерки и книги, посвященные первому космонавту.
Не успел Гагарин ступить на землю после полета, а к нему уже бежали механизаторы с полевого стана. Был среди них и Иван Кузьмич Руденко. Он вспоминал:
– Мы работали в ночь, думали уже расходиться по домам. А у нас в вагончике был батарейный приемник «Родина». Включили его. И как раз передавали сообщение ТАСС: «В космосе советский корабль с майором Гагариным на борту». Мы забыли и про дом, и про все на свете. А вскоре где-то недалеко загромыхало. Что это? Гром? Не ко времени вроде бы. Мы дверь – нараспашку, смотрим, а над Волгой – парашюты. Яша Лысенко, тракторист, как гаркнет: «Хлопцы, лэтыть щось такэ! Може, цэй космонавт?» Мы ноги в руки и давай отмерять километровку. Помню, бегу, а сам подбираю подходящие слова, чтобы поздравить космонавта, а увидел Гагарина, и все наготовленные слова куда-то улетучились. Только и сказал смущенно ему, что меня зовут Иван Кузьмич Руденко.
Очевидцы рассказывали: мимо, по автодороге, проезжали на грузовиках солдаты с офицером. Они повернули сюда, на поле, где стоял Гагарин. Как только подъехали, тут же окружили космонавта, каждому хотелось поздравить его. Но когда офицер, обращаясь к нему, назвал его не старшим лейтенантом, а майором, Гагарин удивился. Он не знал еще, что всего полтора часа назад ему было присвоено внеочередное звание через одну ступень. Солдаты сфотографировались с космонавтом, а потом по его просьбе помогли ему снять скафандр, и он остался в светло-синем комбинезоне.
Вместе с солдатами Гагарин направился к своему кораблю. Выглядел «Восток» непривычно – массивный шар, внешняя оболочка которого была опалена при входе в плотные слои атмосферы.
А через какое-то время здесь, рядом с кораблем, было уже многолюдно. Гагарин оказался в окружении местных жителей, набежавших из соседних сел. Каждому было понятно, что полет на корабле и приземление потребовали от него неимоверных физических сил, выносливости и самообладания, да и по выражению его лица было заметно, что в эти минуты ему необходим хотя бы короткий отдых, но он даже виду не подавал, что устал. Уже при первом знакомстве с ним можно было убедиться, что он человек мужественный, с волевым характером и вместе с тем простой в общении.
Разговаривая с местными жителями, он сказал о том, что его корабль приземлился именно в тех местах, где он шесть лет назад впервые в жизни летал на самолете – вот здесь, над Волгой, над этими полями.
В годы юности Юрий Гагарин учился в Саратове, в индустриальном техникуме и одновременно был курсантом аэроклуба, летал на самолете ЯК-18. В этом же аэроклубе он получил направление в Оренбургское авиационное училище.
Прошло около часа после того, как Юрий Гагарин совершил посадку недалеко от Терновки. И вот на вертолете прилетели специалисты из группы встречи и спортивные комиссары. Они со всех ног бросились к Гагарину, обнимали его, поздравляли. А затем, выполнив свою работу на месте приземления корабля, забрали скафандр, бортовой журнал, кое-что из приборов. И стали подниматься в вертолет. Гагарин присоединился к ним. Ему предстояло лететь до аэродрома, а оттуда самолетом – в город Куйбышев.
А корабль «Восток» оставался в поле. Я хочу воспользоваться воспоминаниями инженера поисковой группы О.Григорьева, опубликованными в книге А.Дихтяря «Жизнь – прекрасное мгновенье»:
– Наша группа должна была доставить «Восток» в Москву, – рассказывал он. – Но только после того, как его осмотрит на месте приземления Государственная комиссия, прилет которой ожидался на следующее утро. Жители, обступившие корабль плотным кольцом, задавали нам множество вопросов, и мы отвечали на них. Кроме того, приходилось не спускать глаз с любителей сувениров, которые так и норовили что-нибудь отщипнуть, открутить и сунуть в карман. Особенно отличился колхозный механик по фамилии Мешалин. Буквально перед нашим прилетом он умудрился забраться в кабину корабля. Пощелкал тумблерами на пульте, послушал, как гудят вентиляторы, включил освещение и, открыв контейнер, позаимствовал из него тубу с космической едой. «Я вам не олух недоразвитый, а технически грамотный специалист», – оправдывался Мешалин. Самое интересное, что этот самый Мешалин, наигравшись, все переключатели поставил в первоначальное положение. Но тубу он ни в какую не хотел отдавать. И со слезами на глазах вернул ее только после того, как мы убедили его, что данная туба позарез нужна ученым. И была минута, когда он не на шутку перепугался. «Перевел я какой-то тумблер, – рассказывал он, - и слышу – что-то тикает. Тишина мертвая, а в тишине часовой механизм работает – «тик-так», «тик-так». Я двигаю тумблер обратно, все равно тиканье. У меня душа в пятки ушла. Однако я быстро сообразил, что это тикают обыкновенные часы, тумблер тут ни при чем. Просто поначалу у меня от обилия впечатлений до того разбежались глаза, что заложило уши».
После того, как Мешалин проник в кабину корабля и немного похозяйничал там, пришлось установить веревочную загородку вокруг «Востока». И теперь уже сами местные жители никому не позволяли подходить близко к кораблю. Рядом с «Востоком» постоянно дежурили инженеры поисковой группы.
На другой день, утром, сюда, на левый берег Волги, прилетел вертолет, на борту которого находилась в полном составе Государственная комиссия. Среди приехавших был конструктор ракетно-космических систем, академик Сергей Павлович Королев. Всю дорогу, пока добирались сюда на вертолете, его не покидало приподнятое, жизнерадостное настроение. В ту пору он был известен в стране как главный конструктор, имя его тогда нигде не упоминали. И многочисленные зрители, которые толпились вокруг корабля, не знали, кто он, этот человек, и с какой целью сюда пожаловал.
В книге А.Дихтяря «Жизнь – прекрасное мгновенье» мы находим воспоминания профессора Б.Викторова о прилете Государственной комиссии на место приземления корабля «Восток».
– Волжане наблюдали за нами с любопытством, – рассказывал он. – Мы приступили к осмотру корабля. И почувствовали, что местные жители не принимают нас всерьез, думают, наверное, что мы никакого отношения не имеем ни к созданию корабля, ни к организации полета первого космонавта. И тогда Воскресенский, достав из контейнера, или, как мы говорим, из «буфета», тюбик с космическим вареньем, начал выдавливать его всем на пальцы, а мы под руководством президента Академии наук принялись на виду у изумленной публики дружно слизывать это варенье языками. Мы смеемся. И – смотрим – отношение публики к нам меняется, нас принимают за своих. Ну а что касается выводов Государственной комиссии, то общее мнение точно выразил Сергей Павлович Королев: «Хоть снова в космос запускай». И действительно, несмотря на то что обшивка корабля обгорела и оплавилась, несмотря на то что закоптились иллюминаторы и люк, ни у кого из нас не было сомнения: «Восток» выдержит испытания космосом.
Когда стало известно, что в ближайшие часы увезут корабль с места приземления, здесь, в поле, снова начали собираться жители из соседних сел. Ждали, не расходились. Но теперь их попросили отойти в сторонку, на почтительное расстояние.
И вот приготовления закончены. Вертолет приподнимает подвешенный к нему корабль весом почти пять тонн. И «Восток», побывавший в космосе, отправляется в Москву.
Тогда же на этом поле был врыт столбик высотой чуть более метра с табличкой, на которой написано: «Не трогать. 12. 04. 61 года. 10 часов 55 минут по московскому времени». Это дата, час и минуты приземления корабля «Восток».
Теперь здесь воздвигнут мемориальный комплекс. Установленная стела символизирует взлетающую ввысь ракету. А рядом, на постаменте, – памятник Юрию Алексеевичу Гагарину. Смотрит он на широкую Волгу, на далекий правый берег, где в голубоватой дымке раскинулся Саратов. Не однажды приезжали сюда, по весне, космонавты, чтобы отдать долг памяти тому, кто стоял у истоков освоения космического пространства.
Валентин КАРГА, ветеран журналистики, член Союза журналистов России.