Гвардеец труда. Новотроицк

Линия жизни

Бывают в жизни малообъяснимые повороты. Вроде, по природе ребенок законченный гуманитарий, лирик, но однажды все круто меняется, из каких-то глубин пробивается вторая натура – натура физика. И две, казалось бы, разные стороны интеллекта  начинают прекрасно дополнять друг друга.  Такая метаморфоза случилась и с Константином Владимировичем Лициным – преподавателем Новотроицкого филиала МИСиС.

Линия жизни

А хотел быть журналистом
На скорый взгляд его можно принять за старшекурсника: молод, целеустремлен, хотя уже пять лет преподает, и, наверное, небезуспешно, раз студенты хором говорят о нем: «Константин Владимирович – лучший преподаватель по нашему направлению и лучший куратор». Такие лестные отзывы надо заслужить.
Константин Владимирович – новотройчанин. Родители всю жизнь отдали металлургическому комбинату: мама – экономист, папа – инженер-электрик. В семье всегда на первом месте был культ знаний. И направление жизни определил дедушка Александр Васильевич Зиновьев. Он когда-то сказал Константину:
«У меня – ГПТУ, у родителей – институт, а ты должен стать кандидатом наук». Эти слова с детства запали ему в памяти. Видимо, Александр Васильевич, мудрый человек, видел в мальчишке задатки будущего ученого.
А сам будущий ученый беззаветно любил футбол, отдал ему десять лет, становился чемпионом города по футболу среди школьников, серебряным призером чемпионата области... Учился в гуманитарном классе гимназии, готовил себя к журналистской работе, и первые заметки в газету писал о спорте.
Но после девятого класса мама настояла продолжить учебу в начальной инженерной школе. Костя внутренне сопротивлялся: ну не мое это, мне ближе литература, язык. Переубеждать маму было бесполезно.
– В НИШ шел со слезами. Первые дни просто ноги не несли сюда. Переживал еще и потому, что уровень математики и физики здесь был совсем другой, – вспоминает Константин Владимирович.

Из лириков – в физики
Но довольно скоро лирика стала отходить на второй план, а физика все больше занимала ум. Развить интерес к точным наукам сумели учитель математики инженерной школы Наталья Михайловна Черкасс и преподаватель физики и куратор Александр Иванович Чуваев, который сумел сплотить  вчерашних школьников, плавно ввести их в институтскую атмосферу.
Преподаватель английского языка Ирина Николаевна Кушева прекрасно помнит Костю Лицина:
– Он пришел к нам в 10 класс начальной инженерной школы. Класс, в котором Костя учился, был очень сильным, ребята показывали хорошие знания, и между ними было здоровое соперничество. Потом поступил в наш институт. Показал себя не только как хороший, но и как очень активный студент, участвовал во многих мероприятиях, прекрасно читал стихи, был постоянным ведущим. В памяти остался как яркий, интеллигентный молодой человек. Я не удивилась, когда он собрался поступать в аспирантуру, и с удовольствием помогала ему готовиться к сдаче английского языка. На фоне студентов других городов он выглядел очень достойно.
Чтобы не получилось совсем уж пасторального портрета лучшего студента, сам Константин Владимирович вносит в него более резкие краски: как большинство однокурсников, подрабатывал, бывало, и пары пропускал, но на результатах учебы, как видим, это не сказалось.

«Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет»,
 – произносит Мефистофель у Гете. С этим можно согласиться, а можно и поспорить. Что и сделал студент Лицин. Наука постепенно становилась делом жизни. Ему всегда было интересно учиться, учиться и учиться, что в конце концов привело в аспирантуру, к защите диссертации.
Дело было на практике на третьем курсе:
– Я месяц был на комбинате, посмотрел на производство и понял, что это не мое, наука привлекает больше. Теория победила.
И вот первое научное достижение. Вместе с сотрудниками кафедры Сергеем Сладковым и Максимом Давыдкиным Константин Лицин разработал устройство для запуска синхронных двигателей. Совсем недавно получен патент. На вопрос, кто оказал влияние на его становление как молодого ученого, Константин Владимирович откровенно говорит: все преподаватели как технических, так и гуманитарных дисциплин, искренне поддерживали, помогали.
Наука не терпит легкомысленного, поверхностного к себе отношения, она требует преданности, сосредоточенности и последовательности в действиях. Это вполне соответствует характеру Константина Лицина:
– По натуре я больше одиночка. Наверное, свой отпечаток отложила наука. Люблю взять ключи от кабинета, уединиться там, подумать. Однако и общения не избегаю, но только не в соцсетях. Если уж собраться, то с самыми близкими людьми, с кем можно душу отвести. А работать надо одному. Я человек рациональный. Излишние эмоции мешают. Если чувствую, что они зашкаливают, просто иду спать или бегать.

Кураторство – это плюс
В институт к своим бывшим преподавателям он пришел как коллега, но все равно продолжал и продолжает у них учиться. И хоть говорят «не создавай себе кумира», кумиры у Константина Владимировича по жизни были:
– Я всегда ставил перед собой кого-то более сильного, талантливого и старался догнать его. В школе это был одноклассник, в институте одногруппник. На каком-то этапе это удалось. Сейчас я стараюсь равняться на своего научного руководителя по диссертации Сергея Николаевича Баскова, в чем-то даже подражаю ему. Мне нравится его высокий уровень образования. Он может войти в аудиторию, взять в руки мел и без всякой подготовки, без конспектов и вспомогательных записок начать объяснять материал. Причем доступно, понятно, интересно. Его метод преподавания мне близок.
Уже второй год Константин Владимирович – куратор. Наверное, непросто ощущать себя наставником. Какой выбрать формат общения?
– Первое время было страшно: студенты – почти мои ровесники. Но желание научиться управлять коллективом родилось сразу же. Постепенно пришло понимание, что иногда с ними надо быть строже, «злее», что ли. Метод кнута и пряника пока никто не отменял, но пряника все-таки надо больше. Если к студентам относиться по-доброму, то и они к тебе повернутся открытым сердцем. Чтобы заинтересовать ребят предметом, их прежде всего надо уважать, не относиться свысока. Мне кажется, за это время мы успели сдружиться. Кураторство – это плюс в становлении преподавателя вуза, оно заставляет и тебя самого самосовершенствоваться, учиться мудрости.

У преподавателя вуза нагрузки большие, свободного времени не так много. А проводит Константин Владимирович его, прямо скажем, обыкновенно. Послушать любимую группу «На-На», почитать понравившуюся книгу. Кстати, насчет книг у него своя точка зрения:
– Надо читать, кроме, конечно, специальной литературы, то, что тебе нравится, а не то, что навязывают, настойчиво рекламируют. Эффект, как правило, бывает обратный. Совсем недавно открыл для себя Рэя Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту» – глубокая, философская фантастика. Рекомендую. В свободное время люблю полежать на диване. Где-то прочитал рецепт, как быстро восстановиться: пришел домой усталый, выпил горячего кофе, поспал полчаса – стал как новенький. И продолжаешь дело.

В формате блиц
У студентов МИСиСа становится традицией проведение ток-шоу. Гостем одного из них был Константин Владимирович. Вопросов у ребят было немало:
Какие мечты детства вы воплотили в жизнь?
– С детства хотел стать преподавателем – и стал им. Руководствовался желанием передавать свои знания другим – и делаю это.
Самый ценный совет, который вам дали в жизни.
– Его дал когда-то отец, и я руководствуюсь им всю жизнь: уметь работать, уметь отдыхать и уметь слушать.
Как относитесь к критике?
– Если это конструктивная критика, особенно от старших, – принимаю. А исключительно на эмоциях, стараюсь пропускать мимо ушей.
Что вы можете простить студенту, чего не простите никогда?
– Не только студентам, а вообще людям не прощаю предательства. Не терплю разговоров за спиной. Не нравится что-то – скажи в глаза. Люблю, чтобы все было открыто, когда знаешь, что от человека можно ждать.
Если была бы возможность вернуться назад, вы начали бы все заново?
– Назад вернуться не хотел бы. Надо использовать время, чтобы двигаться вперед.
Какой вы видите свою жизнь через 10 лет?
– На преподавательской работе, как минимум. И чтобы рядом были люди, которых  люблю и уважаю.
Ваши дальнейшие научные планы?
– Следующий этап – доцентство, докторская диссертация.
Пожелания студентам.
– Определитесь, чем вы хотите заниматься, и идите к своей цели. Найдите себя, появится желание, интерес, в результате придет успех.

Вся жизнь Константина Лицина посвящена любимому делу. Вокруг него все крутится. Смотришь на него и убеждаешься: человек выстроил свою линию жизни.

Антонина ОВСЯННИКОВА.
Фото Вадима МЯКШИНА.