Ребята из краеведческого кружка гимназии № 1 не раз бывали в местах, связанных с православными святынями: Табыне, Саракташе, Новоорске, Казани и Новом Иерусалиме в Москве. Недавно одиннадцатиклассники под руководством А.Тимофеевой посетили Орский храм Георгия Победоносца и иконописную мастерскую, созданную настоятелем этого храма – отцом Сергием Барановым.
Мастерская находится недалеко от храма. В зале с высокими потолками и большими витражными окнами проходят послушание несколько молодых женщин – Ольга Бычкова, Светлана Чижова, Елена Грунина и Вера Фролкина. Художники прекрасно разбираются в стилях написания икон. Они рассказали гимназистам о греческой и византийской иконописях. И о том, что российский стиль написания икон, выработанный в конце ХIX – начале ХХ века в монастыре, на горе Афон, отличается скрытостью ликов под дымкой неземного изображения. Для присутствующих было очевидно, какие бы каноны ни соблюдали орские художники, главное – все иконы написаны с чистым сердцем, преисполненным верой и любовью.
Во время нашего приезда О. Бычкова реставрировала икону, которая называется «Алтарница». Уникальность заключалась в том, что видеть ее будут только священнослужители. Мирянам в Святая святых храма – алтарь входить нельзя. Гимназистам повезло еще, и тем, что они смогли приложиться к иконе «Скоропослушница», переданной на реставрацию Оренбургским кафедральным Собором. Эта икона является чудотворной. Почти завершенное изображение Богородицы с младенцем на руках, выполнено краской одного цвета – золотисто-коричневого. Грамотно положенные мазки, тени позволяют почувствовать печаль, застывшую в глазах Божьей Матери. Иконописцы комментируют: сначала делается монохромная светотеневая моделировка. После чего икона должна хорошо просохнуть. Потом накладывается лессировка: фон должен быть не просто золотистый, а мерцающий, что символизирует вечность. Белый цвет - чистоту, голубой - небо.
Практически всегда последние, главные штрихи иконы накладывает отец Сергий. Более двадцати лет назад именно он был основателем художественной мастерской. Как говорит сам батюшка: «Взяться за кисть нужда заставила: была необходимость восстанавливать храм Преображения Господня на горе, а иконописцев не хватало». Теперь в той мастерской изготавливают замечательные оклады для икон и создают левкасы. Ребята усвоили то, что левкас создается на подготовленной доске посредством нанесения на нее святого лика. От того, насколько грамотно будет загрунтована основа, зависит, хорошо ли лягут краски. Мастера-прикладники из орской иконописной мастерской могут творить и при помощи резца, и при помощи обычного медицинского шприца. В каждое из своих творений они вкладывают душу.
Не случайно идут сюда люди с просьбами. Нашему музейно-выставочному комплексу живописцы отреставрировали икону на металле. Недавно сюда обратилась супружеская пара с просьбой написать икону «Помощь в родах». Много лет муж с женой не могли иметь ребенка. Они пообещали подарить икону одной из церквей города. Чудо произошло. Младенец недавно появился на свет, а икона вскоре займет отведенное ей место в храме Георгия Победоносца.
Юные краеведы побывали и в храме святого великомученика Георгия Победоносца. Другими глазами смотрели гимназисты на иконы. На территории храма их внимание привлекла просторная клетка с четырьмя симпатичными белочками. Школьники с интересом наблюдали за этими забавными зверушками. Настоятель протоиерей Сергий Баранов, прокомментировал: «Вот смотрю я на наших зверушек-белочек, и умиляюсь. Что мы против Бога? Как белочка в вольере: забудешь ее покормить, напоить – погибнет, умрет. Так и мы в заботе Божьей, в промысле. Кормит Он нас, греет, лелеет».
На прошедшей неделе Митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин приезжал в Орск, чтобы осветить крест, воздвигнутый на главный купол храма Георгия Победоносца.
Ирина Фурсова,
директор музейно-выставочного комплекса.