Гвардеец труда. Новотроицк

Обречён быть рядом с детьми

Впервые Анатолия Ивановича Руфова я увидела в первом интернате, когда пришла туда по заданию редакции. По коридору шел невысокого роста мужчина в темно-синем рабочем халате. Навстречу ему бросилась ватага ребятишек. Все разом что-то говорили, спрашивали, объясняли. И он успевал слушать, отвечать. Видно было: человек у них в авторитете. Этим человеком оказался директор интерната Анатолий Иванович Руфов.
Не секрет, долгое время к воспитанникам интернатов относились пренебрежительно-свысока: а, это интернатские… Совсем не задумываясь над тем, что этим детям с малых лет пришлось хлебнуть лиха: ну не выпало им счастье родиться в обеспеченной семье, не были они желанными и обласканными в собственном доме, раз родители забыли о том, что такое воспитание ребенка, опека над ним. Вот с такими детьми более тридцати лет пришлось работать А.Руфову.

Филология взяла верх

А начало жизненного пути никак не предвещало педагогическую карьеру. Родился Анатолий Иванович в Новотроицке в многодетной семье. После седьмого класса поступил в Орский нефтяной техникум, где учились его старшие сестры. Окончил его, успел поработать на производстве. Но глубоко внутри оставалось чувство неудовлетворенности: а тому ли я посвящаю свою жизнь? Молодого специалиста-нефтяника манила литература, культура.
– Так кто обратил вас в учительскую веру? – спрашиваю Анатолия Ивановича.
– В техникуме встретились мне два замечательных педагога – учитель истории Михаил Васильевич Мишарин, приносивший мне книги, и учитель русского языка и литературы Рита Ноевна Гензелева, привившая любовь к литературе и языку. А потом то, что давали Михаил Васильевич и Рита Ноевна, как-то незаметно сказалось. Филология взяла верх. Я поступил на филфак Саратовского госуниверситета.

Трудностям вопреки

После получения диплома Анатолий Иванович не стал искать райских кущ, а прямиком отправился домой, в Новотроицк, где его ждала семья. Молодому учителю сразу же предложили преподавание в Пригорненской сельской школе. Руфову почти одновременно пришлось осваивать и учительскую профессию, и приобретать навыки административно-хозяйственной работы.
Это очень помогло в дальнейшем, когда его в 1977 году назначили директором первого интерната. В это время интернат отличался от классического учреждения такого типа. Изначально они создавались по образцу дореволюционного лицея, где бы воспитывались дети из малообеспеченных семей, учившиеся на «четыре» и «пять». Но в 70-е годы в интернате были совсем другие дети – из семей социального риска, дети-сироты. Социальное сиротство становилось явлением жизни.
Трудный состав воспитанников, недостаточное финансирование интерната поначалу повергло молодого руководителя в шок. Пришлось вплотную заняться укреплением материальной базы, добыванием продуктов, детей надо было хоть небогато, но обуть-одеть. Одним – никак не справиться. Но большую помощь оказывали шефы – коллектив мартеновского цеха. Начальнику цеха А.А.Кривошейко даже было присвоено звание отличника народного просвещения. Всегда шли навстречу руководители кирпичного завода, зам. председателя горисполкома по финансам Л.С.Каюдина. Дети не замечали всех трудностей.
К тому же рядом были замечательные педагоги и воспитатели, которые для в общем-то обычных ребятишек стали больше, чем родня. Анатолий Иванович с огромным теплом называет их имена. Это участники Великой Оте-
чественной войны Ф.Д.Голоцван, З.Е.Кудрявцева, Ф.П.Матушкин, В.М.Назаров, Г.Г.Чирков. Коллектив действительно был уникальный. Шестеро имели ордена и медали, восемь человек награждены знаком «Отличник народного просвещения РСФСР», два  заслуженных учителя РСФСР. У них молодой руководитель учился. И не мог он поддаться слабости, просто взять и бросить своих соратников – в основном женщин. Как руководитель, как просто мужчина, Руфов многое брал на себя. Часто ранним утром, задолго до начала рабочего дня, и поздно вечером в его кабинете горел свет: обычного рабочего дня не хватало.

Добро и уважение – его кредо

В один год из Акбулакского детского дома прислали 25 детей-сирот и социальных сирот. Очень сложные дети, с низким уровнем воспитанности, не приученные к элементарным вещам, признается Анатолий Иванович. Нередко приходилось с учениками старших классов искать их по чердакам и подвалам, возвращать в школу. Понемногу ребята оттаивали. Они вдруг начинали чувствовать, что к ним по-человечески, по-доброму относятся, и отвечали тем же.
Непререкаемым авторитетом у детворы пользовался сам директор, воспитатель А.Фирсова, старшая пионервожатая Н.Лунина (Долматова), дважды награжденная серебряным знаком  ЦК ВЛКСМ «Лучшая вожатая».
– В чем состоит ваше педагогическое кредо? – спрашиваю у Анатолия Ивановича.
– Доброе, уважительное отношение к ребенку как к равному, без заискивания и завоевывания дешевого авторитета. Дети сразу чувствуют неискренность.
Так, общими усилиями педагоги, воспитатели ставили на ноги поначалу трудных, а потом, как оказывалось, вполне обучаемых и даже талантливых ребят.  Геннадий Стратулат стал детским докто-ром, Анатолию Попову присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР, Сергей Рыжов – воин-интернационалист, награжден орденом Красной Звезды, Людмила Кудрина – победитель конкурса «Учитель года», Татьяна Карякина – военный дирижер. Можно назвать и многих других выпускников интерната, кто стал просто хорошим рабочим. О них помнят, ими гордятся.

Казак – значит мужественный, доблестный

А.Руфов понимал, что удержать 287 детей только на дисциплине, необходимости овладения знаниями нельзя. Нужны были новые формы работы,  дополнительный посыл, который будил бы интерес к героическому прошлому нашей страны, воспитывал патриотические чувства. Интернат всегда славился своей пионерской организацией, носившей имя героя-молодогвардейца Сергея Тюленина. Руководство школы, шефы находили средства, чтобы отправить ребят по историческим местам страны и области. Но в определенное время пионерская организация стала восприниматься как архаизм. И возник вопрос: как, не отбрасывая зарекомендовавшие себя формы работы, открыть новые воспитательные ресурсы. Таким ресурсом стало создание в интернате кадетского класса. Надо отдать должное тогдашнему главе города Андрею Александровичу Великанову, который поддержал нововведение. Были выделены внебюджетные средства на казачью форму, зарплату воспитателя кадетского класса. Звание казака возвышало мальчишек и девчонок над повседневностью. Какое-то время пионерская дружина и кадетский класс существовали параллельно, делая одно доброе дело.
Время идет, жизнь меняется. Однако тема патриотизма вновь выходит на первое место. И востребованным оказывается опыт создания кадетских классов, накопленный Анатолием Ивановичем в бытность работы директором интерната. Только на другом уровне. Сегодня создана и действует кадетская группа в детском клубе «Казачок» –  единственная в Оренбургской области, созданная по месту жительства. Некоторые снисходительно называют это баловством. Отнюдь! Здесь все по-серьезному. Ребята изучают историю казачества России, основы мировых религиозных культур, занимаются общефизической,  начальной военной и конноспортивной подготовкой. Не случайно казачата выиграли грант в 130 тысяч рублей в конкурсе «Сделаем вместе», проводимом под эгидой «Металлоинвеста». Уже закуплена новая форма, установлена охранная сигнализация. Мечты ведут подъесаула А.Руфова (такое у него казачье звание) дальше: хорошо бы провести в клуб Интернет. И по-прежнему вокруг него кучкуются девчонки и мальчишки, и даже их родители.
Обречен быть рядом с детьми – это о нем, Анатолии Ивановиче Руфове.

Антонина ОВСЯННИКОВА.


Обречён быть рядом с детьми Обречён быть рядом с детьми Обречён быть рядом с детьми