Гвардеец труда. Новотроицк

Где найти наставника?

К столетнему юбилею со дня  создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав был приурочен круглый стол,  собравший представителей администрации города, образовательных учреждений, правоохранительных органов и общественных организаций. Предмет обсуждения – работа с трудными детьми и развитие наставничества.

Где найти наставника? Где найти наставника? Где найти наставника? Где найти наставника? Где найти наставника? Где найти наставника? Где найти наставника? Где найти наставника? Где найти наставника?

Обратиться к  теме заставила сама жизнь.  На начало 2018 года на учете комиссии по делам несовершеннолетних администрации города состояло более 120 новотроицких школьников.  Год назад их было 76. За столь внушительным скачком – рост правонарушений, совершенных подростками. А значит, есть повод задуматься, где и что упущено, и что делать дальше.
– Воспитание трудных подростков – задача  не только и не столько субъектов профилактики, – отметил в ходе обсуждения и.о. заместителя главы Новотроицка Дмитрий Буфетов. –  Сегодняшние дети – простые хулиганы или уже преступившие закон – завтра придут на предприятия города, создадут семьи. Если не удалось вовремя спасти человека, его перевоспитать,  он передаст все своим детям. К сожалению, мы видим это на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних.
Разорвать порочный круг, показать детям из социально неблагополучных семей или попавших в трудную ситуацию другую сторону жизни   призваны общественные наставники.  В Новотроицке уже не один год  действует практика, когда за каждым ребенком, состоящим на учете,  в школе закрепляется наставник – как правило, классный руководитель, социальный педагог или замдиректора по воспитательной работе.  Однако  далеко не всегда подобное наставничество работает успешно. Да и надеяться на то, что  педагоги в одиночку могут справиться с такой сложной задачей, по меньшей мере, наивно. Так считают и в школах, и в  средних специальных учебных заведениях
– В НПК роль наставников, как правило исполняют классные руководители, которые хорошо знают своих студентов. В рамах колледжа воспитательную работу они, конечно, проводят, привлекая ребят к различным мероприятиям. А вот организовать наставническую деятельность в вечернее время – это для нас проблема, – признала заместитель директора политехнического колледжа Наталья Хань. – Мы пытались привлекать ветеранов,  родителей, интересных и инициативных людей, но пока особого успеха не достигли.
– Сегодня главная задача учебных заведений – предоставление образовательной услуги. Воспитание отошло на второй план. Преподаватель просто в силу своей загруженности не может качественно выполнять функцию общественного наставника. Как отдельную проблему мы обсуждали этот вопрос и на общественном совете города. Хотелось бы привлечь к ней как можно более широкий круг людей и организаций, чтобы сообща определить, в каком направлении двигаться дальше, – отметил Дмитрий Буфетов.
Идея общественного наставничества звучит все чаще, но как ее эффективно воплотить в жизнь, пока мало кто себе представляет. Участники круглого стола  подробно обсудили проблему. Были предложения привлечь к наставничеству мужчин, людей в погонах, представителей предприятий. Заслушали и рассказ о положительном опыте. Такой в Новотроицке есть, например, в гимназии, где наставниками стали активные и чуткие к чужой боли родители. В результате их совместной с педагогами работы несколько детей уже сняты с учета,  увлеклись спортом и стали более дисциплинированными. Так каким же  должен быть современный наставник?
– Наставник – это волонтер, который сопровождает человека, нуждающегося в помощи и поддержке, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Предполагается, что наставник – человек мудрый, обладающий какими-то знаниями, способный чему-то научить и зачастую является образцом для подражания, – говорит ведущий специалист управления образования Новотрицка  Ульяна Путилина. – Задача наставника – не добиваться от ребенка отличных оценок, не воспитывать идеального ребенка, а просто помочь ему стать достойным человеком, помочь ему понять и пережить свою ошибку и постараться скорректировать его поведение в дальнейшем, увлечь чем-то новым, полезным. 
 Для того чтобы привлечь к столь  благородному, но очень непростому делу новых неравнодушных и  стойких духом людей, в городе объявлен конкурс на лучшего общественного наставника года.  Об этом, подводя итог заседанию круглого стола, объявил Дмитрий Буфетов. Для участников конкурса обещана посильная поддержка, а   победителей ждет поощрение.