Гвардеец труда. Новотроицк

Двадцать лет в судейской мантии

Публикация от 06.12.2023 года

Двадцать лет в судейской мантии

Ольга Шишова до недавнего времени была одним из мировых судей Новотроицка, работала на участке № 2. Судейскую мантию она носила 23 года, пока не приняла решение уйти в отставку. За это время через Ольгу Сергеевну прошли тысячи дел, она проявила себя настоящим профессионалом. Но самое интересное: трудилась в системе мировых судей Новотроицка с самого ее образования, участвовала в становлении и развитии.

Осознанный выбор

Ольга Сергеевна признается, что в школьные годы она и не собиралась стать юристом: ее призвание лежало в сфере педагогики. Мама, Роза Алексеевна, посвятила детям всю жизнь, была директором школы № 11. А юная Ольга видела себя учительницей английского языка. Порой задумывалась о том, чтобы стать переводчицей. Но судьба распорядилась иначе. В Оренбургский государственный университет поступить не удалось, и тогда девушка по совету дяди, Дмитрия Алексеевича, подала документы во Всесоюзный юридический заочный институт.

Наша героиня подчеркивает: она восприняла этот шаг как данность. У нее не возникло мысли о том, чтобы спустя пару лет перевестись в другой вуз, попытаться стать педагогом. Вероятно, где-то в глубине души она понимала: стремление к учительству – лишь детская мечта, потому-то никогда и не возвращалась к ней.

Зато у Ольги Сергеевны сразу же появилось желание максимально быстро и полно погрузиться в избранную профессию.

– Став студенткой, я практически сразу устроилась на работу в Новотроицкий городской суд, – рассказывает Ольга Шишова. – Мне хотелось вникнуть в избранную профессию, получить необходимый опыт. Начала делопроизводителем канцелярии, потом стала секретарем судебного заседания. По окончании обучения в институте получила предложение стать помощником прокурора города.

Таким образом, уже в двадцать с небольшим Ольга Сергеевна накопила достаточно знаний и опыта, чтобы продвигаться по карьерной лестнице. Но ей пришлось отложить профессиональную самореализацию. Наша героиня вышла замуж за военного и долгие десять лет вместе с супругом колесила по городам и весям страны, оставаясь для него надежным тылом.

– В военных гарнизонах для меня не было работы по специальности, – продолжает она, – но все же, думая о том времени, когда будет возможность, что называется, осесть, я держала в голове только профессию юриста. И вот, когда наша семья в конце девяностых вернулась в Оренбуржье, я узнала о том, что страна готовится к созданию института мировых судей. Непосредственно в Оренбурге велось формирование областного резерва. Я подала соответствующее заявление. Мне предложили место мирового судьи в Новотроицке.

Первые шаги

Итак, в 2000 году в Оренбуржье появился институт мировых судей, в области их было 110, непосредственно в Новотроицке – 4: Г.Чернова (участок № 1), О.Шишова (участок № 2), Г.Сумкин (участок № 3) и Г.Сидилева (участок № 4).

– Для нас не было выделено отдельного помещения, – вспоминает Ольга Сергеевна, – первый и второй участки занимали несколько кабинетов в том здании, где в настоящее время находится прокуратура Новотроицка. Третий и четвертый участки – по улице Марии Корецкой, 16. Административный аппарат был минимальным, поэтому каждый мировой судья самостоятельно получал документы, регистрировал, рассматривал и так далее. Сначала мы писали документы от руки, потом появились печатные машинки, которые – в отличие от компьютеров – не прощают невнимательности к документам, где недопустимы исправления. Один неосторожный удар по клавише – и весь лист приходилось перепечатывать заново.

Институт мировых судей создавался для снижения нагрузки на федеральные суды. С этой целью мировым судьям были переданы те категории дел, рассмотрение которых не требует длительной подготовки. Например, расторжение брака, взыскание алиментов, имущественные споры, исковая сумма по которым не превышает 50 тысяч рублей. В этот список входили и уголовные дела частного обвинения.

– Речь идет о случаях, когда дело возбуждается не от имени государства, а по заявлению гражданина, – объясняет Ольга Шишова, – который и берет на себя задачи по сбору и предоставлению в суд доказательств. Обычно это побои, оскорбления, клевета.

Как отмечает О.Шишова, именно рассмотрение уголовных дел частного обвинения стали главным направлением деятельности мировых судей в те годы. Такие дела поступали ежемесячно десятками: граждане воспользовались правом самостоятельно отстаивать свои права.

А еще нужно сказать, что Ольга Шишова и ее коллеги стали одними из тех, кто формировал практику применения новым институтом российских законов. Ведь именно опыт работы на местах задавал направление деятельности законодателей.

– Так, уже через несколько лет на основе анализа практики в федеральный суд вновь были переданы дела, связанные с трудовым законодательством, алиментными обязательствами, – продолжает Ольга Сергеевна.

С течением времени происходили и другие изменения. Вот уже более десяти лет основную нагрузку у мировых судей составляют дела по долговым обязательствам. Примерно с 2010 года они, что называется, пошли валом. Ответчики – граждане, не исполняющие коммунальные, налоговые, кредитные и другие платежи. В частности, в этом году через участок № 2 прошло порядка 6000 таких дел.

Из-за большой нагрузки было принято решение о создании пятого участка мировых судей. Он был образован в 2019 году. Это помогло купировать проблему загруженности мировых судей, расширить административный аппарат на двух участках – втором и пятом.

Под одной крышей

В 2007 году мировые судьи Новотроицка собрались под одной крышей: им было выделено бывшее помещение отдела ЗАГС по улице Советской, 142.

С одной стороны, для Ольги Сергеевны и ее коллег переезд стал радостным событием. С другой – это помещение не очень подходило для работы мировых судей. Большинство кабинетов были небольшими. Колонны в залах для заседаний не только выглядели неуместно, но еще и зачастую мешали обзору участников процесса. Мраморная лестница с высокими ступенями была неудобной.

А окна рабочих кабинетов и залов заседаний выходили во двор жилого дома. Случалось, что собравшиеся у подъездов жители бурно обсуждали свои дела, создавая неудобства для работы судей. А порой люди через окна наблюдали за заседанием как за ходом телевизионного шоу.

Два с половиной года назад новотроицкие мировые судьи переехали в отремонтированное здание по улице Советской, 49. Здесь созданы все условия для отправления правосудия. В строгих и одновременно уютных кабинетах работать стало гораздо удобнее. 

В условиях цифровизации

Говоря об изменениях, которые претерпела работа мировых судей за последние 10-12 лет, О.Шишова отмечает несколько аспектов – и сугубо профессиональных, и общих.

Так, сегодня мировые судьи могут выносить решения не в полном объеме. Граждане получают на руки лишь результативную часть, однако имеют право запросить и мотивированное решение. Такой подход – фактор экономии времени.

В условиях расширяющейся цифровизации мировым судьям и их помощникам приходится осваивать новые программы, работать с электронными базами данных. Понятно, что теперь объем документации не тот, что во времена, когда главным рабочим инструментом служителя Фемиды была пишущая машинка.

Удачное сочетание

В характере Ольги Шишовой хорошо сочетается жесткая принципиальность служителя закона и женская мягкость. При принятии решений она в первую очередь ориентировалась на закон. Однако при рассмотрении дел наша героиня не могла не пропускать через себя человеческие судьбы, видела за строчками официальных документов реальных людей, которые, хоть и оступились, но заслуживают снисхождения и шанса наладить жизнь.

И, конечно, мягкость этой женщины проявляется в семье. В свое время она старалась подарить сыну и дочери как можно больше внимания. Находила возможность поговорить с ними по душам даже после тяжелого рабочего дня. Сегодня дети выросли, покинули родительское гнездо. И Ольга Сергеевна с радостью предвкушает, как будет ездить к ним в гости, общаться с внуками...