Подругами Татьяны Александровны Дубовченко в детские годы были Вали, Любы, Нади... Среди них не было Тань, и это её огорчало.
От обиды к радости
Сердилась, когда из года в год детвора начальных классов со сцены читала стих про Таню, которая громко плакала из-за того, что уронила в речку мячик. На маму обиделась, по настоянию которой в свидетельстве о рождении появилось это имя. В институте друзья начали её называть Татьяной, и отношение к имени изменилось. Оказалось, что в переводе с греческого оно звучит не только красиво, но и достойно — устроительница. А в Татьянин день от родных и близких пошли поздравления. В последние годы календарную дату широко отмечает наше студенчество.
– Вот такая история, обида сменилась радостью, – говорит Татьяна Александровна Дубовченко, учительница французского языка школы №6. – Сегодня я очень благодарна маме за подаренное мне имя.
Наперекор трудностям
Говорят, как назовёшь корабль, так он и поплывёт. На людей такая примета, наверно, тоже распространяется. Во всяком случае, Татьяну Александровну по её делам смело можно назвать устроительницей. Причём не только собственной судьбы. Некоторые ученики по окончании школы пошли по её стопам. Но и те, кто выбрал другую профессию, благодарят ее за знание французского.
…Родители Тани были людьми скромных профессий. Но в доме любили книгу, царило уважение к тем, кто тянется к знаниям.
– Мама, окончившая пять классов, так как в послевоенные годы было не до учёбы, очень хотела, чтобы я стала учительницей, и непременно немецкого языка, – вспоминает Татьяна Александровна. – Хорошо помню, как любила слова «школа», «учительница», «книга», «сумка», «день» называть по-немецки. Видимо, у неё была способность к изучению языков. Под её влиянием и зародилась мечта поступить в пединститут на факультет иностранных языков. Но осуществить её в 60 -70-е годы прошлого века было не так просто. На одно место на отделении немецкого языка из года в год претендовало 10 и более абитуриентов. Тане помогла подсказка директора школы №12 Анастасии Васильевны Миронычевой.
– Поработай пионервожатой хотя бы с годок. С педагогическим стажем поступить легче. Но главное не это. Узнаешь, что такое работать с детьми. Может быть, учительство не твоё призвание, и тогда лучше подать документы в другой вуз...
Два года Таня возглавляла в школе пионерскую дружину. Работа с детьми её не разочаровала, теперь она уже твёрдо решила поступать только в пединститут.
…Конкурс на немецкое отделение в Орском вузе зашкаливал. Медалисты, абитуриенты с немецким происхождением, льготники из сельских школ... Но назад пути не было. Подала документы на французское отделение, где немецкий язык изучался как второй обязательный.
Во французские слова, в то, как из них рождается речь, студентка влюбилась словно в живую материю. Днями и ночами нагоняла программу за среднюю школу. И вскоре по знаниям не уступала тем, кто этому языку учился в средней школе. Немецкий язык и вовсе шёл, как по накатанной. По окончании пединститута встал вопрос, какому учить детей? Выбор пал на французский. В родном городе открывалась новая школа, где требовался преподаватель. Так вчерашняя студентка стала Татьяной Александровной. В 1995 году она станет отличником народного просвещения, а в 2006 году будет удостоена высокого звания «Заслуженный учитель Российской Федерации». И вот уже более 40 лет она преподаёт французский язык в школе № 6.
Ветеран учебного заведения, человек, преданный своему коллективу, влюблённый в свою профессию, она к 40-летию школы издала иллюстрированную книжку «Пройди по тихим школьным этажам». Всё в ней интересно, начиная с эпиграфа. Для него автор взял замечательные слова французского писателя Анри Барбюса: «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, где надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Высказывание, над которым не властно время!
Коллеги разобрали себе на память почти все экземпляры.
Бонжур, мадам!
На одной любви к профессии далеко не уедешь. Её нужно постоянно подкреплять трудолюбием, не знающим границ. Молодой педагог сразу же обратил на себя внимание. Вот вам картинка, которая не нуждается в комментариях. Идёт Татьяна Александровна по коридору, а ей навстречу ученики со словами приветствия «Бонжур, мадам!».
– С первого года обучения я дала своим ученикам простой совет, – делится своей методикой преподавания педагог. – Когда ведёте разговор на родном языке, наставляю их, называйте некоторые слова по-французски, как это делали многие русские писатели в своих произведениях. Словарный запас намного легче усваивать!
…В первый год её работы в школах начали внедрять кабинетную систему обучения. Новаторство молодой учительнице пришлось по душе. Надо было видеть, с каким старанием она взялась за дело. Кабинет французского языка в школе можно представить за образец.
Во время учёбы в пединституте студентка Таня по совету преподавателей покупала книжки на французском языке. Так скопила небольшую библиотечку. Таким образом ей удалось заполнить нужными пособиями книжный шкаф. Сложно было приобрести портреты классиков французской литературы – Гюго, Стендаля, Золя, Бальзака, Мопассана… С наглядными пособиями и вовсе беда. Пришлось учиться письму плакатным пером, срисовывать картины. Наглядность в усвоении учениками грамматики имеет исключительное значение. Проще простого для неё было украсить кабинет комнатными цветами, потому как флористика – второе её призвание. Сад Татьяны Александровны всех гостей приводит в восторг. Здесь всё утопает в зелени и ярких цветах. Помимо фруктовых деревьев, ягодных культур, в саду растут ели нескольких видов, можжевельник... Словом, есть чему удивляться.
– Сегодня, когда в кабинете появились компьютеры, можно в любую минуту подключиться к Интернету, многое из того, что делалось собственными руками, оказалось устаревшим, а следовательно и лишним, – признаётся педагог. – Учителю нельзя отставать от времени. Научилась искать в Интернете видеоролики на французском языке, скачивать нужные тексты, печатать их на принтере... Новейшие технологии заметно облегчили труд преподавателя. Уже идёт разговор, чтобы в школьной программе было два иностранных языка. Радует меня, что выпускники школ начали сдавать ЕГЭ по этому предмету. Олимпиады проводятся. В прошлом году на городской олимпиаде блеснули знанием французского языка девятиклассница Даная Журлова и восьмиклассница Елизавета Горбунова. Мой ученик Вячеслав Пономарёв, когда решил поступить в МГУ, удивлял меня своим стремлением освоить язык. Два месяца беспрерывной подготовки. И вот результат: в МГУ поступил, на французском не сорвался. Это я к тому, что у каждого человека есть способности к изучению иностранных языков. Сегодняшних выпускников убеждать в этом особой необходимости нет.
Годы идут. Приближается день расставания со школой, любимой работой. Как подумаю об этом, сердце замирает от грусти, – сказала в завершение беседы Заслуженный учитель Российской Федерации.
А вы не думайте о грустном, Татьяна Александровна! Ваше имя не позволит Вам скучать, сидеть без дела. Всё ещё впереди.
Николай ЗЕЛЕНЮК.