Новотройчанка Анжелика Кир, преподаватель немецкого языка из гимназии № 1, побывала в Германии, где проходила стажировку по программе обмена опытом учителей. О своей поездке, школьном образовании в другой стране, впечатлениях Анжелика Валиевна рассказала «Гвардейцу труда».
– Мною были заполнены соответствующие документы, и после одобрения моей кандидатуры Министерством культуры и образования Германии я получила приглашение в Федеральную землю Гессен, в город Висбаден, – рассказывает Анжелика Кир. – Уже в аэропорту Франкфурта меня встретили милые дружелюбные люди – моя гостевая семья: глава семьи, господин Ганс-Юрген Нихёрстер – завуч и классный руководитель школы, в которой мне предстояло стажироваться, его жена Катрин и десятилетняя дочь Яра. Сами они коренные немцы, очень образованные и гостеприимные. Все члены семьи владеют несколькими иностранными языками, играют на разных музыкальных инструментах. Активно занимаются спортом. В доме у них есть большая библиотека.
– Где вы проходили стажировку?
– Стажировку я проходила в школе имени Генриха Бёлля. Дело в том, что каждая школа в Германии названа в честь какого-либо выдающегося немецкого деятеля, но при этом никакого номера не имеет, как у нас в стране. Школьная система в Германии – это дело Федеральных земель (их всего 16). Каждая Федеральная земля сама определяет начало учебного года, сроки каникул, учебные планы и рабочие программы. Мне посчастливилось побывать в разных типах школ: в основной и в гимназии, и сравнить уровень знаний учащихся.
– Каковы особенности образования в Германии?
– Гимназические классы находятся в другом крыле и полностью отделены от классов основной школы. Учителя преподают совершенно разные предметы, они универсальны. Например, один учитель дает знания по искусству и географии, другой – математике и биологии. Сам господин Нихёрстер учил детей немецкому языку и истории, был завучем одной из ступеней и классным руководителем. На уроках учителя уделяют много времени работе с текстом. Досконально, дотошно разбирают каждую фразу, каждую грамматическую конструкцию. Стараются мотивировать учащихся к чтению. Систематически объявляется конкурс на лучшего читателя, сначала на уровне класса, школы, города, а затем всей Федеральной земли.
– Что вас больше всего удивило в немецкой школе?
– В учебном заведении пропагандируется здоровый образ жизни. Дети приезжают в школу на велосипедах, оставляя их на специальных стоянках. Кроме основного спортзала, есть несколько вспомогательных, специализированных, например, для занятий футзалом или настольным теннисом.
– Как строится работа учителей?
– У немецких коллег, как и у нас, проводятся оперативки. Однако собираются они один раз в неделю, и не целыми коллективами, а по ступеням-командам. Идет обычное обсуждение насущных вопросов.
– Как решаются конфликтные ситуации?
– В самой школе наблюдается атмосфера доброжелательности и сотрудничества детей друг с другом. Учителя никогда не повышают на учеников голос. В случае нарушения дисциплины ученик получает предупреждение – желтую карточку. Следующее предостережение – и ребёнок отправляется в отдельную комнату, где пишет объяснительную, в которой подробно описывает своё поведение. Во второй раз, при получении красной карточки, родители получают заказное письмо-уведомление о проступках ребенка. Третья красная карточка – родители приглашаются в школу для беседы. После четвертой красной карточки за ребенка принимается социальный педагог, после пятой – ученик отстраняется от учебы на целую неделю. Шестая красная карточка влечёт за собой исключение нерадивого ученика из образовательного учреждения. Поэтому и дети, и родители стараются не нарушать дисциплину.
– Чем смогла удивить немцев русская учительница?
– Я показала ученикам презентацию «Гессен и Оренбургская область. Общая история и культура». В ней я рассказала о нашем крае, об оренбуржцах, показала удивительное разнообразие и красоту степной природы. Детям очень понравилось, и по окончании показа они еще долго аплодировали.